Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Напряженность в отношениях между США и Китаем перешла в зону риска » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Напряженность в отношениях между США и Китаем перешла в зону риска

Вчера, 16:39 Financial One
О «темном экономическом будущем» Китая и грядущем конфликте между Китаем и Западом рассказал доцент кафедры политологии Университета Тафтса Майкл Бекли в интервью Дэвиду Лину.

Дональд Трамп направил необычное приглашение председателю КНР Си Цзиньпину, попросив его присутствовать на своей инаугурации 20 января. Вскоре тот отказался от приглашения: ожидается, что посол Китая в США и его супруга примут участие в инаугурации, что является стандартной практикой.

Такой шаг со стороны Трампа выглядит довольно странно: он произошел на фоне усиления напряженности в отношениях между США и Китаем. Как известно, Трамп угрожает Китаю новыми тарифами, а Китай предупреждает об ответных мерах.

Тем временем в Китае растет число признаков социальных волнений, которые, по-видимому, связаны с экономическими трудностями. Китайские власти все больше сосредотачиваются на поддержании порядка по мере распространения недовольства экономикой. В последние недели в стране произошло несколько смертоносных нападений, включая массовые поножовщины, что вызвало обеспокоенность как среди чиновников, так и среди населения.

Экономическая ситуация в Китае действительно ухудшается – основные показатели свидетельствуют о замедлении темпов роста. Рост розничных продаж в ноябре оказался значительно ниже ожиданий и составил всего 3% по сравнению с ростом на 4,8% в октябре. Инвестиции в здания, оборудование и другие активы также замедлились. Уровень безработицы среди молодежи оставался высоким на протяжении всего года, временами превышая 20%. Экономический спад – явление не новое, но в последнее время наблюдается рост социальных волнений, возможно, вызванный усугублением последствий кризиса и ощущением, что правительство не справляется с ситуацией.

По словам Майкла Бекли, многие жители Китая разочаровываются в экономических перспективах своей страны.

«Отражение недовольства общества можно видеть в результатах опросов: впервые за несколько поколений все больше и больше китайцев говорят, что их жизнь буквально ухудшается с каждым годом», – говорит он.

Состоятельные люди в Китае лишаются возможности инвестировать, представители среднего класса теряют сбережения, вложенные в недостроенные объекты недвижимости, а люди с низким уровнем достатка попросту остаются без работы.

Недовольство населения возросло после введения правительством жесткой политики «нулевого ковида», которая привела к значительным человеческим жертвам после резкой отмены ограничений, сообщил Бекли. Сочетание экономических трудностей и разочарования в том, как правительство справляется с кризисами, подпитывает волнения в стране.

Проблема также заключается в том, что население Китая начало сокращаться. В течение следующего десятилетия страна, как ожидается, потеряет не менее 70 млн взрослых людей трудоспособного возраста. Это означает, что поддерживать экономический рост будет все сложнее. Таким значительным потерям населения трудно противостоять только за счет культурных изменений.
По мере того как замедляются темпы роста экономики страны в целом, появляется все меньше возможностей для инвестиций и все меньше надежд на то, что жизнь улучшится. Это привело к падению потребительского доверия. Несмотря на то, что Китай относится к странам со средним уровнем дохода, уровень потребления в стране остается на удивление низким, что необычно для государства, находящегося на данном этапе развития.

«Люди, которые раньше могли свободно тратить деньги на квартиры, машины и другие товары, теперь сокращают свои расходы из-за экономической незащищенности. Отсутствие надежной системы социальной защиты только усилило эти опасения, и многие граждане предпочитают более осторожно подходить к тратам и сбережениям», – объясняет эксперт.

Экономическая война Китая и США
Дональд Трамп планирует повысить тарифы еще на 10% на все китайские товары, поступающие в США, говорится в сообщении на его социальной медиаплатформе Truth Social. Напомним, что во время предвыборной кампании Трамп угрожал ввести тарифы в размере 60% на китайские товары.

По словам Майкла Бекли, 10-процентный тариф – это, скорее всего, минимальный уровень, который мы увидим, с возможностью еще более высоких тарифов по мере развития напряженности между администрацией Трампа и Китаем.

Основная проблема заключается в том, что Китай предоставляет своей промышленности масштабные субсидии, особенно в таких передовых отраслях, как электромобили, солнечные батареи и компьютерные чипы, которые являются прямыми конкурентами американской промышленности. Трамп, известный своим вниманием к торговому балансу и стратегическим отраслям, считает эти субсидии несправедливыми.

«Я ожидаю, что Трамп будет открыт для сделки, но на своих условиях. По сути, он хотел бы, чтобы Китай кардинально изменил свою экономическую модель, сократил промышленные субсидии, уменьшил кражу интеллектуальной собственности и признал военное и дипломатическое превосходство США в Восточной Азии», – говорит эксперт.

Однако маловероятно, что Си Цзиньпин согласится на эти условия. Поэтому, хотя администрация Трампа может изначально ввести тарифы в размере 10%, разумно ожидать, что они будут расти по мере усиления напряженности и укрепления конкурентных позиций обеих стран.

Зона риска
По словам Бекли, текущая ситуация представляет собой «зону риска» в краткосрочной перспективе, поскольку экономический подъем Китая, похоже, подходит к концу. Существует несколько факторов, указывающих на то, что китайская экономика вряд ли восстановится, а ее будущий рост будет вялым или близким к нулю. По мере уменьшения экономической мощи Китая у него будет все меньше ресурсов, которые можно использовать в качестве стимулов для продвижения своих геополитических интересов или для борьбы с оппозицией, например, в попытках вернуть Тайвань под свой контроль.

В результате Китай может все чаще прибегать к военной тактике для достижения своих целей, подобно другим державам, достигшим экономического пика в прошлом, таким как Германия и Япония.

«Исторически сложилось так, что, когда страны сталкиваются с экономической стагнацией, они иногда прибегают к военной агрессии, чтобы защитить свои интересы. Это особенно актуально для таких регионов, как Тайвань и Южно-Китайское море», – говорит эксперт.

2020-е годы он указывает в качестве критической зоны риска, поскольку, в то время как Китай проводит крупнейшее наращивание военной мощи в мирное время среди всех стран со времен нацистской Германии, США и их союзники в Восточной Азии не спешат наращивать свои собственные вооруженные силы.

«Китай наращивает производство военных кораблей и боеприпасов в пять-шесть раз быстрее, чем США. Этот растущий дисбаланс в сочетании с потенциально мрачным экономическим будущим Китая может подтолкнуть его к военным действиям», – объясняет Бекли.

Эта ситуация напоминает логику, которая заставила Японию напасть на Перл-Харбор, а Германию – ввязаться в Первую мировую войну: страны считают, что им необходимо действовать, пока они уверены, что находятся в сильной позиции. Существует опасение, что Китай может пойти по схожему пути, приближаясь к военной агрессии, поскольку страна сталкивается как с экономическим упадком, так и с убеждением, что она должен воспользоваться военными преимуществами до того, как закроется окно возможностей.