Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Презумпция виновности » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Презумпция виновности

Пришла пора признать, что принципы регулирования российского финансового рынка, которые начали складываться еще в середине 1990-х, не соответствуют современным вызовам
22 февраля 2011 Профиль
Пришла пора признать, что принципы регулирования российского финансового рынка, которые начали складываться еще в середине 1990-х, не соответствуют современным вызовам

Создание международного финансового центра в России невозможно без нового подхода к регулированию финансового рынка. Чем дальше, тем больше обнаруживается системных недостатков, которые дают реальный денежный эффект — замедление притока инвестиций.

Глобальный характер финансового рынка, стремление его участников подчинять свои отношения иностранным юрисдикциям не оставляют России шансов действовать в рамках прежней регулятивной парадигмы. Требуется существенный пересмотр принципов, подходов, по существу, создание нового регулирования финансового рынка. В целом оно должно быть более либеральным, предполагающим высокую как внутреннюю, так и внешнюю конкуренцию, и позволять быстро реагировать на эволюцию глобального финансового рынка.

Кто-то может возразить: разве российское финансовое законодательство недостаточно либерально? Внешне — да, но его ключевой проблемой является детальность: законодатель склонен прописать в законе любую мелочь, а суды и исполнительные органы, подчиняясь законодательному ригоризму и во избежание обвинений в коррупции, предпочитают толковать законы ограничительно. Как результат — внешне законодательство разрешает все, что не запрещено, однако на деле позволяет опираться только на то, что из него буквально следует.

Так, в стране оказался невозможным финансовый инжиниринг, то есть создание новых финансовых продуктов, что является одним из ключевых условий развития финансового рынка.

Каждый раз рынок должен дожидаться законодательного закрепления очередного финансового инструмента, будь то производные финансовые инструменты, биржевые облигации или депозитарные расписки. Хотя для этого было бы достаточно расширительного толкования понятия «облигация».

Кроме того, регулирование финансовых институтов строится на уверенности в неразумности, а порой даже недобросовестности последних. И это еще одна беда российского законодательства. Законодатель пытается предвосхитить все возможные нарушения еще до того, как соответствующая индустрия «задышит».

Хорошим примером является рынок коллективных инвестиций и негосударственных пенсионных фондов. Чтобы его участники получили возможность совершать операции с новыми финансовыми инструментами, необходимо изменение закона или нормативного акта. Такие ограничения образуют избыточное регулирование, а их нарушение влечет негативные последствия для игроков.

Наконец, большой проблемой является преобладание административных методов контроля над судебными — это и есть пресловутые административные барьеры. Тут уже доверие законодателя, вынужденного выбирать между государственным органом и судом, склоняется в пользу госоргана.

Новая регулятивная парадигма, необходимая для российского финансового рынка, состоит в комбинации регулирования на основе правил и на основе принципов и требует своей институционализации.

Один институт должен отвечать за регулирование на основе правил — это госорган, другой — за регулирование на основе принципов, это могут быть саморегулируемые организации и биржи. Разрешение споров, возникающих из отношений на финансовом рынке, должно находиться в руках третьего института — особого финансового суда или по крайней мере особого состава арбитражных судей, способных к применению регулирования, основанного и на правилах, и на принципах.

Сейчас мы ожидаем создания в России мегарегулятора, который объединит надзор за финансовыми некредитными институтами и страховыми организациями.

Такое объединение является важным шагом вперед, однако важнее другое: будет ли способен новый орган действовать в соответствии с новой регулятивной парадигмой? От этого зависит и все остальное: принципы функционирования нового органа, его полномочия, внутренняя организация, кадровый состав, место в системе государственных органов и принципы взаимодействия с индустрией.

Алексей ТИМОФЕЕВ — глава Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР)

http://www.profile.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу