Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
«Турецкий газовый конь»: Венгрия делает новый ход ради Tesla » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

«Турецкий газовый конь»: Венгрия делает новый ход ради Tesla

19 августа 2015 Экономика сегодня | Tesla Motors (SpaceX)
Реальность такова, что говорить с отдельными государствами Евросоюза, как это происходит сегодня, не разговаривая с самим Евросоюзом – не получится

Проект «Турецкого потока» обрастает все более новыми вариантами его строительства – на этот раз Сербия, Македония, Греция и Венгрия высказали заинтересованность в его продлении до территории Австрии, причем для этого предложено построить отдельный газопровод длиной 1400 км – он уже получил название Tesla.

Примечательно, что, по словам венгерского МИД, по Tesla будет поставляться не только российский газ из «Турецкого потока», но и азербайджанский из строящегося газопровода TANAP.

Директор фонда Энергетического развития Сергей Пикин констатирует, что Tesla– это полусамостоятельный проект.

С одной стороны, он действительно связан с «Турецким потоком», но с другой – по нему пойдут, в том числе, объемы газа из азербайджанского проекта TANAP.

При этом, надо понимать, что если «Турецкого потока» не будет, чему есть очень большие предпосылки, то и Tesla «прикажет долго жить».

В настоящий момент, проект Tesla планируется на поставку 27 млрд кубов, при этом максимальные объемы TANAP– 10 млрд кубов к 2020 году, соответственно, такие мощности для азербайджанского газа чрезмерны и никто не будет строить такой газопровод в расчете только на него.

Поэтому перспективы Tesla целиком и полностью зависят от того, будет или не будет «Турецкий поток», а точнее его вторая нитка, ориентированная на страны Центральной Европы.

Так что, в этом проекте присутствует определенная игра – можно говорить о том, что TANAP включили в Tesla в качестве «троянского коня», чтобы оправдать строительство «Турецкого потока» вглубь Евросоюза, но нужно также понимать, что Tesla не единственный вариант развития TANAP после того, как азербайджанский газопровод перейдет турецкие границы.

В настоящее время наблюдается нагромождение инфраструктурных идей, поскольку все игроки пытаются пройти геополитический разрыв, который сегодня имеет место быть на Украине. По сути, все проекты этих газопроводов – это попытки преодолеть проблему украинского транзита за очень большие деньги.

Доцент РГГУ Вадим Трухачев отмечает, что вряд ли Венгрия сможет сделать какие-либо действия по «Турецкому потоку» без разрешения со стороны Евросоюза.

К сожалению, обойти Евросоюз не получится – все такие крупные проекты страна, входящая в Евросоюз, должна обговаривать с Брюсселем. Поэтому, несмотря на все желание, Виктору Орбану придется договариваться с Юнкером и Туском.

Если с Юнкером договориться можно, то с Туском будет договориться сложнее, поэтому реальность такова, что говорить с отдельными государствами Евросоюза, как это происходит сегодня, не разговаривая с самим Евросоюзом – не получится.

В любом случае, даже если брать в расчет вариант с Македонией и морским путем в Италию, необходимо будет заручиться поддержкой «брюссельского обкома» с той точки зрения, чтобы он хотя бы не мешал и отдал это дело на откуп отдельным государствам Евросоюза, как это произошло в случае с «Северным потоком».

Научный сотрудник Института славяноведения Георгий Энгельгардт считает, что Запад будет оказывать все возможное давление на правительства Сербии и Македонии, чтобы заблокировать проект. Весной мы были свидетелями такой политики, когда страны, которые находились на трассе «Южного потока» подвергались давлению и Брюсселя, и Вашингтона.

Поэтому основное давление сейчас будет оказываться на Турцию, и если эта деятельность не увенчается успехом, то в ход пойдут страны, которые находятся на трассе.

Что касается Сербии, то Белград вряд ли пойдет против России, потому что в стране очень сильные пророссийские настроения, и даже под давлением Запада, они не будут рисковать связываться с какими-либо антироссийскими действиями – тем более, Сербия сама по себе была чрезвычайно заинтересована в «Южном потоке».

С Македонией все сложнее – вопрос в том, насколько интенсивным будет давление и насколько далеко Запад зайдет в деле внутренней дестабилизации в стране, как это имело место в мае этого года, когда ситуация дошла до заметных по местным меркам волнений.

Отметим также, что проект газопровода «Турецкий поток» состоит из четырех ниток.

В настоящее время в России готова инфраструктура для двух ниток газопровода – первая нитка пойдет, собственно, на турецкий рынок, и, скорее всего, она в любом случае будет построена, а вот Tesla касается как раз второй нитки данного проекта.

То, что сейчас переговоры с Турцией «застопорились» говорит нам не о неком кризисе в проекте, а о торге России с Эрдоганом по контрактной цене на газ.