17 октября 2016 Живой журнал Рябов Павел
За 8 лет (с марта 2008) Китай нарастил корпоративный долг на $14.1 трлн до $18 трлн. Для осознания масштаба кредитного безумия: весь накопленный корпоративный долг США за всю историю по всем направлениям (облигации, кредиты) составляет «лишь» $13 трлн, у всех стран Еврозоны $12.5, у Японии $4.5 трлн.
Все крупные развитые страны мира (США, Еврозона, Япония, Великобритания, Корея, Канада, Австралия, Швейцария, Сингапур, Швеция, Дания, Норвегия) имеют корпоративный долг в 38.6 трлн, а за 8 лет он вырос на … нисколько! Да, вообще не вырос. По крайней мере в долларовом выражении.
Общемировой корпоративный долг оценивается в $62.3 трлн, а по 60.6 трлн имеется доступна квартальная статистика. Т.е. оцениваемый долг развивающихся стран 23.7 трлн, из которых как было указано – Китай взял 18 трлн. Общемировой долг за 8 лет вырос на 16.4 трлн, где Китай обеспечил 86% мирового роста долга за 8 лет!
Что важно знать по Китаю? Около 98% всего корп.долга Китая принадлежит резидентам Китая и примерно 97% долга номинировано в юанях (в нацвалюте Китая). Для сравнения: В США из 13 трлн около 38% принадлежит резидентам и 99% номинировано в долларах. В России из 680 млрд корпоративного долга примерно половина принадлежит резидентам и чуть больше 50% номинировано в рублях.
Данные охватывают экспозицию по долгу, выраженную в облигационных и кредитных обязательствах без учета трансграничного торгового финансирования и кредиторской/дебиторской задолженности.
Рост корпоративного долга Китая происходил изолировано от остального мира.Это безусловно положительно:
Китай мало зависит от внешней конъюнктуры и в принципе справедливо и обратное (проблемы Китая будут не столь фатальные для остального мира) – речь идет непосредственно о финансовой системе.
У внешних игроков мало рычагов, чтобы раскачать финансово-экономическую и политическую ситуацию в Китае. Допустим закрытие внешних рынков капитала по любым причинам не скажется на Китае практически никак, чего не скажешь о России или Украине, где свыше половины долга номинировано в иностранной валюте.
Китай имеет мощные административные рычаги, что позволит в случае обострения кризиса быстро и эффективно перераспределять внушительные потоки капитала между национальными субъектами.
Сам по себе корп.долг Китая невероятен, как по абсолютным показателям – в 30 раз больше российского и в 1.4 раза больше американского, так и по относительным.
Среди крупных стран мира нет никого, кто был бы сопоставим с Китаем по отношению долг к корп.выручке и долг к ВВП. У Китая сейчас под 170% к ВВП (у США и Великобритания по 71%, в Еврозоне и Японии около 100% к ВВП, в Канаде 112%, в Австралии 82%.
Китайский корп.долг за 8 лет вырос в 1.7 раза сильнее/быстрее, чем ВВП.
Если сравнивать с крупными развитыми странами, то по отношению к концу 2007 корпоративный долг практически не вырос, а развивающиеся страны увеличили долговую нагрузку все, за исключением Аргентины.
Причем, как можно заметить для развивающихся стран типичной верхней границей корп.долг к ВВП является уровень 50% на 2016 год, а Китай перегнал даже наиболее насыщенные долгами развитые страны. Справедливости ради стоит отметить, что именно сверх стремительная долговая экспансия позволила обеспечить невероятные темпы промышленного роста и инфраструктурного развития Китая.
В этом отношении Китай поступил весьма мудро, изолировав собственную финсистему от западного влияния так сильно, как это возможно, ну разумеется за исключением трансграничного торгового финансирования (для обеспечения огромных внешнеторговых операций Китая).
Второй момент заключается в том, что архитектура финансовой системы Китая выстраивалась на манер американо-европейской с трехуровневой иерархией. Где существует достаточно изолированный внутренний контур, представляющий из себя ядро системы, обеспечивающий распределение центральных денег и эмиссию финансовых инструментов под жёсткой модерацией, на втором контуре происходит управляемая эмиссия с распределением финансовых ресурсов среди производящего реального сектора экономики и на третьем контуре уже в руки населения.
Третий момент. Китай сосредоточился на увеличении именно корпоративного долга, а не государственного, как Греция, Италия или Япония и не долга населения, как США, Великобритания, Канада и Австралия и не долга фин.сектора, как страны Европы и США. Именно это позволило поднять экономику, создав мощный плацдарм под устойчивое будущее в виде несметных площадей промышленных мощностей и бизнес центров.
Это система позволяет удерживать финансовые активы в допустимых границах, эффективно и относительно аккуратно распределять центральные деньги по экономике, не нанося удара по ценовой стабильности и курсу национальной валюты. Очевидно, что если второй контур распределяет ресурсы среди производящей стороны, то это оказывает понижающий эффект на цены, т.к предложение первично балансирует спрос, а не наоборот. Отсюда феноменальная долговая эмиссия в десятки триллионов долларов за 7-10 лет не оказала абсолютно никакого влияния на цены, стабильность валюты и не спровоцировала отток капитала.
В недоразвитых финансовых системах, типа российской или украинской, избыточная эмиссия почти всегда приводит к неуправляемому росту цен, падению национальной валюты и оттоку капитала.
Китай не акцентировал внимание на иностранных инвестициях после 2002 года. В первой фазе действительно иностранные инвестиции нужны были, чтобы создать первичную производственную инфраструктуру и привнести западные технологии и опыт на китайский рынок. Но с начала 21 века Китай развивался за счет собственных ресурсов, создавая бизнесу парниковые условия, как с точки зрения налогово-административного управления, инфраструктурного и кадрового насыщения, так и по финансовой части. По сути научная, инфраструктурная, финансовая база, низкие налоги и адекватное администрирование.
Поэтому на самом деле это действительно необычно и интересно, как за 8 лет создать условно новые США без помощи США на своей территории, тогда как раньше главенствующая парадигма для оккупированных территорий была в том, что инвестиции возможны только в долларах, либо под контролем ФРС и МВФ.
Согласитесь, что наэмитировать свыше 14 трлн долга за 8 лет – это нестандартно? И это только корпоративный долг без учета государства и населения. Безусловно в определенных аспектах они сильно перегнули, т.к. по отчетах компаний и банков Китая видно, что просрочка стремительно растет, плохой долг увеличивается, а сам долг в 1.7-2 раза вырос быстрее выручки.
Я не соглашусь с тем, что эта конструкция неизбежно рухнет, потому что 98% долга принадлежит резидентам и 97% в нац.валюте, а административные рычаги правительства Китая на национальные субъекты исключительные. Т.е в крайнем случае откроют экстренные кредитные линии с ЦБ, закрывая бреши в коммерческих банках и временно замораживая выплаты по долгу в проблемных компаниях до стабилизации операционных денежных потоков в соответствии с потребностями в обслуживании долгов.
Тут в другом вопрос. Те бурные темпы роста Китая, к которым мир привык за последние 20 лет будут абсолютно недостижимы сейчас. Надо понимать, что база 10 лет назад и сейчас совсем другие. Китай в следующие 5 лет перейдет в фазу «пережевывания» накопленного промышленного потенциала и стабилизации долговых обязательства. Маловероятно, что долг пойдет к 200% от ВВП. В лучшем случае он будет расти в темпах экономики, но скорее всего стабилизируется к 125-135% ВВП к 2022-2025 и останется на этом уровне до 2030 года.
Шоковый сценарий теоретически возможен, однако я наблюдаю, что многие компании, банки и правительство Китая ловко жухлят, манипулируют с отчетностями, долговыми показателями, пытаясь скрыть разрастания плохого долга. Цена вопроса слишком высока, чтобы они занялись самобичеванием, поэтому будут тянуть до предела. Внутри Китая нет структур, имеющие вес в центрах принятия решений, которые были бы заинтересованы в раскачивании ситуации, а от внешних атак Китая надежно защищен. Поэтому нерыночными методами будут тасовать долговые и кассовые разрывы, закрывая бреши.
Я бы не стал сравнивать ипотечный и деривативный кризис в США и Европе 2007-2009 с текущим положением Китая, т.к. структура и диспозиция долга совершенно иные. Многое зависит от того, сможет ли Китай удерживать системообразующие субъекты под административным контролем, чтобы обеспечивать и бесперебойное рефинансирование долга без кассовых разрывов и держать процентные ставки низкими, чтобы не раздувать сумму обслуживания долга?
Ну и собственно в завершение:
Долг за 20 лет в млрд долл по крупнейшим странам:
И в % к ВВП
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Все крупные развитые страны мира (США, Еврозона, Япония, Великобритания, Корея, Канада, Австралия, Швейцария, Сингапур, Швеция, Дания, Норвегия) имеют корпоративный долг в 38.6 трлн, а за 8 лет он вырос на … нисколько! Да, вообще не вырос. По крайней мере в долларовом выражении.
Общемировой корпоративный долг оценивается в $62.3 трлн, а по 60.6 трлн имеется доступна квартальная статистика. Т.е. оцениваемый долг развивающихся стран 23.7 трлн, из которых как было указано – Китай взял 18 трлн. Общемировой долг за 8 лет вырос на 16.4 трлн, где Китай обеспечил 86% мирового роста долга за 8 лет!
Что важно знать по Китаю? Около 98% всего корп.долга Китая принадлежит резидентам Китая и примерно 97% долга номинировано в юанях (в нацвалюте Китая). Для сравнения: В США из 13 трлн около 38% принадлежит резидентам и 99% номинировано в долларах. В России из 680 млрд корпоративного долга примерно половина принадлежит резидентам и чуть больше 50% номинировано в рублях.
Данные охватывают экспозицию по долгу, выраженную в облигационных и кредитных обязательствах без учета трансграничного торгового финансирования и кредиторской/дебиторской задолженности.
Рост корпоративного долга Китая происходил изолировано от остального мира.Это безусловно положительно:
Китай мало зависит от внешней конъюнктуры и в принципе справедливо и обратное (проблемы Китая будут не столь фатальные для остального мира) – речь идет непосредственно о финансовой системе.
У внешних игроков мало рычагов, чтобы раскачать финансово-экономическую и политическую ситуацию в Китае. Допустим закрытие внешних рынков капитала по любым причинам не скажется на Китае практически никак, чего не скажешь о России или Украине, где свыше половины долга номинировано в иностранной валюте.
Китай имеет мощные административные рычаги, что позволит в случае обострения кризиса быстро и эффективно перераспределять внушительные потоки капитала между национальными субъектами.
Сам по себе корп.долг Китая невероятен, как по абсолютным показателям – в 30 раз больше российского и в 1.4 раза больше американского, так и по относительным.
Среди крупных стран мира нет никого, кто был бы сопоставим с Китаем по отношению долг к корп.выручке и долг к ВВП. У Китая сейчас под 170% к ВВП (у США и Великобритания по 71%, в Еврозоне и Японии около 100% к ВВП, в Канаде 112%, в Австралии 82%.
Китайский корп.долг за 8 лет вырос в 1.7 раза сильнее/быстрее, чем ВВП.
Если сравнивать с крупными развитыми странами, то по отношению к концу 2007 корпоративный долг практически не вырос, а развивающиеся страны увеличили долговую нагрузку все, за исключением Аргентины.
Причем, как можно заметить для развивающихся стран типичной верхней границей корп.долг к ВВП является уровень 50% на 2016 год, а Китай перегнал даже наиболее насыщенные долгами развитые страны. Справедливости ради стоит отметить, что именно сверх стремительная долговая экспансия позволила обеспечить невероятные темпы промышленного роста и инфраструктурного развития Китая.
В этом отношении Китай поступил весьма мудро, изолировав собственную финсистему от западного влияния так сильно, как это возможно, ну разумеется за исключением трансграничного торгового финансирования (для обеспечения огромных внешнеторговых операций Китая).
Второй момент заключается в том, что архитектура финансовой системы Китая выстраивалась на манер американо-европейской с трехуровневой иерархией. Где существует достаточно изолированный внутренний контур, представляющий из себя ядро системы, обеспечивающий распределение центральных денег и эмиссию финансовых инструментов под жёсткой модерацией, на втором контуре происходит управляемая эмиссия с распределением финансовых ресурсов среди производящего реального сектора экономики и на третьем контуре уже в руки населения.
Третий момент. Китай сосредоточился на увеличении именно корпоративного долга, а не государственного, как Греция, Италия или Япония и не долга населения, как США, Великобритания, Канада и Австралия и не долга фин.сектора, как страны Европы и США. Именно это позволило поднять экономику, создав мощный плацдарм под устойчивое будущее в виде несметных площадей промышленных мощностей и бизнес центров.
Это система позволяет удерживать финансовые активы в допустимых границах, эффективно и относительно аккуратно распределять центральные деньги по экономике, не нанося удара по ценовой стабильности и курсу национальной валюты. Очевидно, что если второй контур распределяет ресурсы среди производящей стороны, то это оказывает понижающий эффект на цены, т.к предложение первично балансирует спрос, а не наоборот. Отсюда феноменальная долговая эмиссия в десятки триллионов долларов за 7-10 лет не оказала абсолютно никакого влияния на цены, стабильность валюты и не спровоцировала отток капитала.
В недоразвитых финансовых системах, типа российской или украинской, избыточная эмиссия почти всегда приводит к неуправляемому росту цен, падению национальной валюты и оттоку капитала.
Китай не акцентировал внимание на иностранных инвестициях после 2002 года. В первой фазе действительно иностранные инвестиции нужны были, чтобы создать первичную производственную инфраструктуру и привнести западные технологии и опыт на китайский рынок. Но с начала 21 века Китай развивался за счет собственных ресурсов, создавая бизнесу парниковые условия, как с точки зрения налогово-административного управления, инфраструктурного и кадрового насыщения, так и по финансовой части. По сути научная, инфраструктурная, финансовая база, низкие налоги и адекватное администрирование.
Поэтому на самом деле это действительно необычно и интересно, как за 8 лет создать условно новые США без помощи США на своей территории, тогда как раньше главенствующая парадигма для оккупированных территорий была в том, что инвестиции возможны только в долларах, либо под контролем ФРС и МВФ.
Согласитесь, что наэмитировать свыше 14 трлн долга за 8 лет – это нестандартно? И это только корпоративный долг без учета государства и населения. Безусловно в определенных аспектах они сильно перегнули, т.к. по отчетах компаний и банков Китая видно, что просрочка стремительно растет, плохой долг увеличивается, а сам долг в 1.7-2 раза вырос быстрее выручки.
Я не соглашусь с тем, что эта конструкция неизбежно рухнет, потому что 98% долга принадлежит резидентам и 97% в нац.валюте, а административные рычаги правительства Китая на национальные субъекты исключительные. Т.е в крайнем случае откроют экстренные кредитные линии с ЦБ, закрывая бреши в коммерческих банках и временно замораживая выплаты по долгу в проблемных компаниях до стабилизации операционных денежных потоков в соответствии с потребностями в обслуживании долгов.
Тут в другом вопрос. Те бурные темпы роста Китая, к которым мир привык за последние 20 лет будут абсолютно недостижимы сейчас. Надо понимать, что база 10 лет назад и сейчас совсем другие. Китай в следующие 5 лет перейдет в фазу «пережевывания» накопленного промышленного потенциала и стабилизации долговых обязательства. Маловероятно, что долг пойдет к 200% от ВВП. В лучшем случае он будет расти в темпах экономики, но скорее всего стабилизируется к 125-135% ВВП к 2022-2025 и останется на этом уровне до 2030 года.
Шоковый сценарий теоретически возможен, однако я наблюдаю, что многие компании, банки и правительство Китая ловко жухлят, манипулируют с отчетностями, долговыми показателями, пытаясь скрыть разрастания плохого долга. Цена вопроса слишком высока, чтобы они занялись самобичеванием, поэтому будут тянуть до предела. Внутри Китая нет структур, имеющие вес в центрах принятия решений, которые были бы заинтересованы в раскачивании ситуации, а от внешних атак Китая надежно защищен. Поэтому нерыночными методами будут тасовать долговые и кассовые разрывы, закрывая бреши.
Я бы не стал сравнивать ипотечный и деривативный кризис в США и Европе 2007-2009 с текущим положением Китая, т.к. структура и диспозиция долга совершенно иные. Многое зависит от того, сможет ли Китай удерживать системообразующие субъекты под административным контролем, чтобы обеспечивать и бесперебойное рефинансирование долга без кассовых разрывов и держать процентные ставки низкими, чтобы не раздувать сумму обслуживания долга?
Ну и собственно в завершение:
Долг за 20 лет в млрд долл по крупнейшим странам:
И в % к ВВП
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу