Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Валютная война » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Валютная война

7 августа 2019 Мои Инвестиции Маккиннон Нил
Очередным шагом со стороны США в торговом противостоянии с Китаем стало заявление американского Минфина, в котором Китай официально назван «валютным манипулятором». Это произошло сразу после того, как курс доллара к юаню пересек отметку 7,00. С точки зрения технического анализа следующей важной вехой является значение 7,07, соответствующее 50%-му коррекционному уровню для торгового диапазона USDCNY за период с 2005 г., в случае преодоления которого следующим техническим ориентиром становится отметка 7,32 (61,8%-й коррекционный уровень). Народный банк Китая достаточно долго поддерживал курс юаня, добиваясь его стабильности, однако, чтобы компенсировать негативный эффект от очередного повышения американских ввозных пошлин, регулятор решил пойти на ослабление национальной валюты. Впрочем, судя по тому, на каком уровне Народный банк Китая установил фиксинг сегодня, к кардинальной девальвации он не готов.

Естественно, помимо определенных выгод, ослабление юаня может иметь серьезные негативные последствия, включая увеличение эффективной долговой нагрузки и ускорение инфляции цен на импортные товары (что может привести к снижению спроса на иностранные предметы роскоши). Согласно данным, приводимым агентством Bloomberg, в долларах номинировано порядка 20% обязательств китайских авиакомпаний; компании сектора недвижимости также имеют значительный долларовый долг: на них приходится около 30% всех находящихся в обращении долларовых облигаций китайского корпоративного сектора. По данным БМР, в 1к19 суммарный долларовый долг китайских компаний составлял 500 млрд долл. Кроме того, ослабление национальной валюты создает угрозу неконтролируемого оттока капитала, что, в свою очередь, может привести к введению новых ограничений на движение капитала, тем самым отодвинув на неопределенный срок либерализацию капитального счета. Также, по мнению некоторых комментаторов, ослабление юаня может вынудить власти отказаться от привязки курса гонконгского доллара к доллару США. Месячная ставка HIBOR резко выросла, превысив уровень в 2,50%.

Рынки акций негативно отреагировали на события последней недели. Падение котировок началось в прошлую среду сразу после пресс-конференции по итогам заседания FOMC, в ходе которой председатель ФРС Джером Пауэлл заявил, что предпринятое Федрезервом снижение ставки по федеральным фондам – это лишь необходимая на данном этапе корректировка денежно-кредитной политики.

Рынки восприняли это как отсутствие гарантии дальнейшего снижения процентных ставок. При этом Дональд Трамп не преминул вновь раскритиковать Федрезерв за недостаточно решительные действия. Помимо этого, Трамп объявил о повышении пошлин на китайский импорт, в ответ на что Китай приостановил закупки американской сельхозпродукции и девальвировал национальную валюту.

Последние события заставляют инвесторов все больше сомневаться в возможности скорого разрешения торгового конфликта между США и Китаем, а некоторые обозреватели даже предвидят многолетнюю «экономическую войну», лишь изредка прерываемую заключением промежуточных торговых сделок. Также следует отметить заявление Трампа о замораживании всех венесуэльских государственных активов на территории США – таких мер в отношении государства, расположенного в Западном полушарии, не принималось с 1988 г. В Венесуэле уже наблюдается глубокая рецессия и гиперинфляция. Газета Financial Times отмечает, что это очередной шаг в рамках широкой кампании по оказанию «максимального давления» на Иран, Северную Корею и другие страны, которые, по мнению США, угрожают мировой безопасности и демократии.

У Китая также есть возможность использовать в качестве рычага давления принадлежащие ему казначейские облигации США. Напомним, Китай – крупнейший официальный иностранный держатель американских долговых обязательств на общую сумму 1,1 трлн долл. Данные Минфина США о движении капитала, отражающие участие иностранных центробанков на рынке долга, показывают, что Китай в последнее время является чистым продавцом UST: в данный момент их объем на балансе центробанка страны находится на минимуме с мая 2017 г.

По итогам вчерашнего дня все основные американские фондовые индексы снизились примерно на 3%. Индекс S&P 500 сейчас торгуется на 6% ниже максимума 26 июля. Индекс волатильности VIX подскочил до 25 пунктов (что, впрочем, заметно ниже 36 пунктов, зафиксированных во время декабрьской коррекции). С технической точки зрения графики некоторых американских индексов также выглядят неважно. Так, Russell 2000 и Dow Transports уже опустились ниже своих 200-дневных скользящих средних, а NASDAQ, значительную долю в котором занимают акции технологических компаний, пробил вниз 50- и 100-дневную скользящие средние. Инвесторов, рассчитывающих на позитивные новости из Белого дома, может ждать разочарование, учитывая, что пока особого прогресса в торговых переговорах между США и Китаем не видно. По мнению американской стороны, Китай вовсе не стремится к достижению какого-либо соглашения.

Очевидно, что очередное усиление торговой напряженности, на наших глазах перерастающее в «валютную войну», не сулит ничего хорошего мировой экономике. Протекционизм и девальвация валюты, призванная улучшить состояние национальной экономики в ущерб соседним странам, чаще всего заканчиваются рецессией либо экономическим кризисом, которые сопровождаются серьезными нарушениями в работе международной валютной системы. Опубликованный на прошлой неделе глобальный индекс PMI обрабатывающих отраслей за июль оказался самым низким за период с 2012 г., а рост мирового товарооборота замедлился.

В условиях растущей волатильности инвесторы выбирают защитные активы, в частности казначейские облигации США, что может способствовать укреплению доллара. На фоне опасений по поводу замедления роста мировой экономики снижаются цены на нефть и другие виды сырья. В то же время это позитивно отражается на стоимости золота, которое с начала года подорожало на 14%. Инвестиции в обеспеченные золотом ETF-фонды также выросли до 6-летнего максимума. В свою очередь 10-летние казначейские обязательства США, накануне последнего заседания FOMC торговавшиеся на уровне 2,07%, упали в доходности до 1,75%.

Денежный рынок начинает закладывать три снижения ставки по федеральным фондам до конца текущего года (3х25 бп), несмотря на очевидное противоречие с тем сигналом, которое содержалось в заявлении FOMC по итогам последнего заседания. Возможно, в ближайшее время руководство ФРС уточнит свою позицию по этому вопросу. Что касается ввозных пошлин, то, хотя они действительно могут стимулировать рост потребительских цен в США, эксперты, включая Goldman Sachs, ожидают возвращения инфляции к уровню в 2% не раньше декабря.

Глобальная экономика входит в новую фазу обострения напряженности в торговых отношениях и конкурентной девальвации валют. Неопределенность, с которой столкнулись инвесторы, подрывает уверенность бизнеса, не позволяя рассчитывать на улучшение ситуации в мировой экономике как минимум до конца текущего года. Сложившаяся ситуация подталкивает все ведущие центробанки к смягчению монетарной политики. Однако эффективность таких мер, как дальнейшее снижение уже отрицательных процентных ставок в еврозоне (в том числе ожидаемое в сентябре снижение депозитной ставки ЕЦБ на 10–20 бп) и сохранение Банком Японии текущих параметров денежно-кредитной политики, вызывает большие сомнения.