«Назад в будущее-4»: крутое пике Аэрофлота » Элитный трейдер
Элитный трейдер


«Назад в будущее-4»: крутое пике Аэрофлота

20 июня 2022 investing.com | Аэрофлот Коган Евгений
Я думаю, что если бы Роберт Земекис задумался над продолжением своей известной трилогии «Назад в будущее», то идеальным сценарием был бы готовый сюжет про ухудшающуюся на наших глазах ситуацию с российскими авиаперевозчиками.

Через несколько часов после того, как Владимир Путин объявил о начале СВО, высшее руководство ПАО «Аэрофлот» (MCX:AFLT) собралось в штаб-квартире авиакомпании на Арбате недалеко от Кремля.

В официальной части сюрреалистического заседания правления они обсудили бюджет флагманского российского перевозчика, не упомянув СВО или какие-либо риски, которые она может создать. Но в кулуарах некоторые руководители не нашли ничего лучшего, кроме ненормативной лексики, чтобы прокомментировать перспективы авиакомпании.

Через несколько дней генеральный директор Аэрофлота Михаил Полубояринов, руководитель дочерней бюджетной авиакомпании «Победа» Андрей Калмыков и директор по стратегии и маркетингу Аэрофлота Андрей Панов добровольно покинули занимаемые ими посты.

За последние два десятилетия Аэрофлот достиг многого.

▪️ Ему удалось превратиться из заурядной советской авиакомпании в отмеченного множеством международных наград авиаперевозчика, эксплуатирующего один из самых молодых парков коммерческих самолетов в мире. Теперь же его ждет будущее, очень похожее на его советское прошлое, поскольку самолеты Boeing (NYSE:BA) и Airbus (EPA:AIR), находящиеся во флоте авиакомпании, отрезаны от поставок запчастей и послепродажного обслуживания.

▪️ Аэрофлот был витриной путинского периода правления Россией, продемонстрировав, что государственная компания способна предлагать первоклассный сервис в конкурентной международной туристической индустрии.

После 24 февраля проблемы авиакомпании стали символом изоляции РФ

В результате воздействия беспрецедентных экономических санкций компания переключает свое внимание на внутренние рейсы и самолеты российского производства. Новые самолеты Boeing 737 MAX 8 и Airbus A350-900, которыми намеревались пополнить свой флот S7 Airlines и Аэрофлот, разбирают как горячие пирожки турецкие и индийские авиакомпании. А о готовившемся грандиозном заказе «Победы» на 100 самолетов Boeing 737 MAX вообще можно забыть.

В марте в ответ на распоряжение Евросоюза о возвращении коммерческих самолетов, находящихся в операционном лизинге у российских авиакомпаний, владельцам – западным лизинговым компаниям, Путин санкционировал их конфискацию в пользу российского государства. Аэрофлот, справедливо опасаясь ареста своих самолетов за границей, приостановил почти все международные рейсы – с тех пор он возобновил полеты в 13 стран мира по сравнению с 56 до начала СВО.

Недавняя ситуация с задержанием самолета Airbus A330 подчеркивает изоляцию

Самолет Аэрофлота был заблокирован на несколько дней в аэропорту Коломбо, даже несмотря на 100% гарантии со стороны правительства Шри-Ланки. В первую очередь такая проблема касается самолетов, принадлежащих иностранным лизингодателям, переведенных в российский регистр.

Я удивлен непрофессионализмом менеджеров Аэрофлота, которые в погоне за прибылью, не смогли просчитать все риски.

▪️ Во-первых, зачем они поставили на рейс самолет Airbus A330 с бортовым номером RA-73072, который находился в операционном лизинге, а не в собственности российской авиакомпании, к тому же он был с «двойной регистрацией», то есть принудительно перерегистрирован в России.

▪️ Во-вторых, странно было ожидать, чтобы Шри-Ланка, входящая в Британское Содружество, даже несмотря на переживаемый ей крупнейший в истории кризис и желание заработать на туристах из России, ослушалась решения Высокого суда Лондона.

И только вмешательство на уровне Министерства иностранных дел, а также приватные переговоры между руководителями Аэрофлота и лизинговой компанией Celestial Aviation Trading Limited, поспособствовали возвращению самолета 6 июня в Москву.

Китайские авиационные власти (CAAC) поступили более предусмотрительно. Они заранее закрыли свое воздушное пространство для самолётов Boeing и Airbus российских авиакомпаний с двойной регистрацией. Такие меры объясняют проблемой с поддержанием летной годности воздушных судов в России. При том, что до сих пор китайские авиакомпании не выполняют международные рейсы из-за пандемии Covid-19.

Давление будет только нарастать

1️⃣ Еврокомиссия обновила EU Air Safety List.

Это список авиакомпаний, на которые распространяется запрет или эксплуатационные ограничения в Европейском союзе, поскольку они не соответствуют международным стандартам безопасности полетов. Сейчас в этом списке 22 авиакомпании, зарегистрированные в России.

Это отражает серьезную озабоченность по поводу безопасности российских авиакомпаний из-за принудительной перерегистрации в России иностранных самолетов, заведомо разрешающей их эксплуатацию без действующих сертификатов летной годности.

2️⃣ Снятием санкций с России дело не закончится.

Авиакомпаниям предстоит пройти долгий и тернистый путь, чтобы подтвердить требования по безопасности полетов. А также добиться разрешения снова выполнять рейсы в воздушном пространстве Евросоюза, Канады и США. Например, Pakistan International Airlines потребовалось 6 месяцев, чтобы устранить все замечания, выявленные EASA, после обнаружения фактов выдачи поддельных пилотских свидетельств.

3️⃣ Дефицит запчастей становится реальностью.

Ведь подавляющее большинство из более чем 350 самолетов группы «Аэрофлот» — это самолеты Airbus или Boeing. По оценкам экспертов западных лизинговых компаний, у российских авиакомпаний запасов хватит на три месяца. После этого они могут начать разбирать самолеты на запчасти, или выражаясь авиационным языком, "каннибализировать".

4️⃣ Нужны еще и расходники.

Если запчасти – это только видимая и наиболее обсуждаемая потребность авиакомпании, то помимо них для обслуживания самолетов требуются масла, смазки и спецжидкости. Все они тоже импортные и требуются в огромном количестве на весь парк Аэрофлота.

5️⃣ Отдельная история с авиационными шинами.

Michelin (EPA:MICP), Goodyear (NASDAQ:GT), Dunlop и Bridgestone (OTC:BRDCY) приостановили их поставки. Авиакомпании вынуждены закупать китайские аналоги, не одобренные ни EASA, ни FAA, а только CAAC для самолетов Boeing и Airbus, зарегистрированных в Китае.

6️⃣ Апокалипсис может наступить уже с осенними заморозками.

Когда выпадет первый снег, возникнет потребность в обработке самолетов противооблединительной жидкостью (ПОЖ) перед вылетом. В России не изготавливаются подобные ПОЖ. Заранее аэропорты не покупают большие партии ввиду сезонности их применения и значительных объемов, которые нужно где-то хранить. Смену времен года в России обмануть не получится даже у Росстата.

Как компенсировать дефицит?

▪️ Правительство России не может заменить все импортные пассажирские самолеты отечественными. На региональном Sukhoi Superjet 100 устанавливаются двигатели, созданные в сотрудничестве с французской Safran (EPA:SAF). Общая доля иностранных комплектующих изделий составляет 70%.

Выпуск самолетов импортозамещённой версии SSJ-NEW из-за проблем с разработкой комплектующих изделий сдвинулся на 2026 г. Сроки начала серийного производства среднемагистрального МС-21 были перенесены на 2025 г. также по этой причине.

▪️ Планы производства отечественных двигателей для SSJ-NEW и MC-21 далеки от реализации. Если ПД-14 уже проходит сертифицированные испытания в составе МС-21, то проект разработки двигателя ПД-8 для SSJ-NEW находится в самом начале своего пути.

Вместо этого Россия планирует в качестве временной меры увеличить производство менее эффективных Ту-214 советской разработки. Это также проблематично, поскольку Ту-214 практически не производился в течение последних 10 лет просто потому, что это неконкурентоспособный самолет как с точки зрения летных характеристик, так и топливной эффективности, а после катастрофы во Внуково российские авиакомпании потеряли к нему всякий интерес.

В России хотят законодательно ограничить число летающих Airbus и Boeing

Это странно слышать, но с такой инициативой выступил недавно комитет по безопасности полетов Союза авиапроизводителей России, ее планируется направить в исполнительные органы власти. Также комитет предложил запретить использование российскими компаниями самолетов с иностранной регистрацией и обязать перевозчиков закупать преимущественно отечественные машины.

Это позволит избежать рисков от действий западных изготовителей. Так считают авторы инициативы. Но авиационные эксперты выступают против такой инициативы и уточняют, что ограничивать ничего не нужно. К концу года значительный парк зарубежной авиатехники и так не будет летать из-за проблем с его ремонтом и отсутствием оригинальных запчастей.

К тому же заместить иностранный парк сейчас попросту нечем. Здесь я бы спросил с руководителя Минпромторга Дениса Мантурова, почему его ведомство полностью провалило импортозамещение не только в авиации, но и в автомобилестроении.

Компания активно трансформировалась в постсоветский период

В течение первого десятилетия после распада СССР Аэрофлот перевозил всего 3 миллиона пассажиров в год. Российская экономика становилась все более процветающей, а самолеты российского производства списывались. Они не соответствовали более строгим стандартам по шумам на местности, принятым в мире в начале 2000-х годов. Аэрофлот все чаще обращался к иностранным самолетам для замены своих Ил-86, Ту-154 и Ту-134.

К этому приложил руку и Владимир Путин, обнулив своим распоряжением в 2001 г. таможенные пошлины на ввоз самолетов иностранного производства в Россию. При участии правительства был реконструирован аэропорт Шереметьево, а Аэрофлот присоединился к альянсу SkyTeam.

Пандемия Covid-19 привела к убыткам за последние два года. Но, несмотря на это, Аэрофлот стремился увеличить число пассажиров с 61 миллиона в 2019 г. до 130 миллионов к 2028 г., используя положение Москвы как хаба между Европой и Азией.

Теперь эти цели отправляются на свалку истории, поскольку Аэрофлот отказывается публиковать свою финансовую отчётность за первый квартал. SkyTeam приостановила его членство, а компании по бронированию путешествий Sabre Corp. и Amadeus IT Group SA расторгли дистрибьюторские соглашения. Футбольный клуб «Манчестер Юнайтед» отказался от долгосрочного спонсорского соглашения.

Над компанией висит призрак хромой авиационной промышленности Ирана

Десятилетия санкций США опустошили авиационный сектор Исламской Республики. ЕС запретил большей части парка самолетов иранских авиакомпаний находиться в своём воздушном пространстве из соображений безопасности. В то время как страна полагается на кустарное производство и сеть посредников, чтобы обойти ограничения и закупить запчасти для самолётов.

Компания приспосабливается к новой реальности

Совет директоров Аэрофлота в мае одобрил выпуск акций на сумму 186 миллиардов рублей (3 миллиарда долларов) для стабилизации своего финансового положения. Правительство готово использовать деньги Фонда национального благосостояния (ФНБ) для рекапитализации авиакомпании.

Тем не менее, авиакомпании, которая декларирует свою миссию в том, чтобы помочь клиентам «увидеть мир во всем его многообразии», скорее всего, придется бороться с сужением горизонтов.

В обозримом будущем Аэрофлот будет в значительной степени отечественной авиакомпанией. Добро пожаловать «назад в будущее»!

http://www.investing.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter