Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Россия обходит нефтяные ограничения, используя лазейки » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Россия обходит нефтяные ограничения, используя лазейки

16 августа 2023 Financial Times
Увеличение стоимости транспортировки нефти позволяет получать больше денег

Благодаря более высоким транспортным расходам российские компании зарабатывают гораздо больше на продаже нефти в Индию, чем считалось ранее. Исследование Financial Times предполагает, что сборы могли превысить $1 млрд за один квартал.

До недавнего времени Россия, судя по всему, соблюдала западные санкции, направленные на ограничение доходов страны, которые были введены после начала военного конфликта на Украине в прошлом году. Российские производители продавали нефть в Индию по цене ниже $60 за баррель.

Но если учесть расходы на перевозку, то они и трейдеры, с которыми они работают, получают гораздо больше.

Проведенный FT анализ судов, курсирующих из российских портов на Балтике в Индию, показывает, что завышенная стоимость в сочетании со сборами, полученными за транспортировку нефти на судах, связанных с Россией, возможно, составила $1.2 млрд за три месяца до июля.

Бенджамин Хильгеншток, аналитик Киевской школы экономики, который занимался изучением вопроса обхода ценового потолка, заявил: «Завышенные транспортные расходы являются серьезной проблемой, поскольку они фактически создают брешь в режиме ограничения цен, через которую кто-то где-то может выкачивать миллиарды долларов».

Ценовое ограничение, установленное G7, призвано сохранить приток российской нефти и одновременно сократить доходы, которые могли бы использоваться для финансирования конфликта. Но ограничения, которые налагаются на покупателей, судовладельцев и страховые компании из стран-участниц, не предполагают никаких требований к стоимости перевозок.

Цены растут
Таможенные отчеты, опубликованные в России с декабря по конец июня, показывают, что средняя цена нефти, поставляемой в Индию из российских портов на Балтике, составляла около $50 за баррель. Это позволяло поддерживать продажи в соответствии с предельным значением, действующим в отношении так называемой цены «франко-борт» (FOB) или стоимости нефти в порту погрузки.

Однако данные индийской таможни показывают, что цены, фактически уплачиваемые в Индии после доставки на условиях «стоимость, страхование и фрахт» (CIF) за тот же период составили $68. Это была существенная скидка по сравнению с мировыми ценами на нефть, которые в среднем за этот период составляли около $79 за баррель, однако в ходе поставки из балтийского региона в Индию рост цен может достигать $18 за баррель.

Данные ценового агентства Argus также свидетельствуют о росте спрэда. По оценкам Argus, с момента начала сбора данных в феврале средняя цена на нефть марки Urals в Индии была на $14.90 за баррель выше, чем в балтийских портах. Это превышает оценки Argus относительно фактической стоимости доставки, которая в среднем составляет около $9 за баррель.

Представитель индийской государственной нефтяной компании, купившей часть этой нефти, сообщил FT, что индийские покупатели приобретали грузы с учетом стоимости доставки. Чиновник заявил, что переговоры по поводу организации перевозки или расходов не допускались.

Соответственно более высокая стоимость, скорее всего, была установлена продавцами нефти. По данным аналитической компании Kpler, производители нефти «Лукойл» и «Роснефть» напрямую продавали сырье индийским нефтеперерабатывающим заводам. В других случаях продажей занимаются торговые компании, появившиеся в прошлом году и имеющие тесные связи с несколькими российскими нефтяными компаниями.

По оценкам Kpler, с мая по июль Россия отгрузила в Индию 108 млн баррелей из балтийских портов на 134 судах, в то время как разница между ценами Argus составляла в среднем $17 за баррель с учетом задержки между отправкой и доставкой. В то время, по оценкам Argus, тарифы на коммерческие перевозки составляли в среднем $9 за баррель, что позволяет предположить, что подобное завышение цен может обеспечить прибыль в $800 млн.

«Если российские нефтяные компании и трейдеры соглашаются на такие контрактные условия, мы должны предположить, что часть этого спрэда забирает Россия независимо от того, принадлежат ли России танкеры, перевозящие нефть, или нет», — заявил Хильгеншток.

Танкерный флот
Россия действительно в той или иной мере связана с танкерным флотом. Из 134 судов, которые, по информации Kpler, перевозили российскую нефть в Индию с мая по июль, FT смогла напрямую связать 23 судна с российскими компаниями за счет страховки, права собственности или документов об управлении.

Большинством из них управляет компания Sun Ship Management, которая попала под санкции Великобритании и ЕС за сотрудничество с российским гигантом «Совкомфлот», государственным танкерным флотом.

FT выявила еще 26 судов-«призраков», которые нынешние владельцы купили после начала конфликта. Их владельцы неизвестны. Они скрываются за подставными компаниями, в основном на Маршалловых островах и в Либерии, однако с момента покупки все они резко переключились на маршруты поставки российской нефти, а некоторые и ранее были связаны с Россией.

За три месяца до июля около 40% нефти, отгруженной из портов Балтики, было перевезено на танкерах, связанных с Россией. Судя по оценкам стоимости перевозок, рассчитанным Argus, этот флот, возможно, заработал на маршруте более $350 млн за квартал.

Если добавить $800 млн за счет завышенных тарифов, это значит, что российские компании, возможно, заработали за этот период на миллиард долларов больше, чем признавалось ранее.

Сейчас на долю Индии приходится около четверти российского экспорта сырой и переработанной нефти. По данным Международного энергетического агентства, за эти три месяца мировой экспорт нефти из России в совокупности составил $39 млрд.

Продажа нефти из балтийских портов по цене ниже предельного уровня позволила России также использовать суда с западной страховкой. Более половины судов, курсировавших по маршруту в течение этого квартала, были застрахованы в странах G7, при этом 46 из них находились под управлением греческих операторов.

Однако количество западных судов сокращается из-за роста мировых цен на нефть на 15% за последний месяц почти до $85 за баррель. В результате подскочили и цены на российскую нефть, приблизившись к предельному значению. По оценкам Argus, средние котировки в Приморске, крупном порту на Балтике, в прошлом месяце превысили $60.

Компаниям, связанных с Западом, стало сложнее перевозить нефть, соблюдая ограничения. Как следствие, в июле операторы, базирующиеся в Греции, внезапно начали покидать российский рынок нефти. Международное энергетическое агентство заявило в пятницу, что доходы России от экспорта нефти в июле достигли максимума с момента введения ограничения даже без учета завышенных расходов на транспортировку.

Однако более высокие цены могут отпугнуть покупателей. Представитель индийской нефтяной компании сообщил FT, что сейчас скидка составляет всего от $2 до $10 за баррель.

«Индийский импорт может сократиться, поскольку скидки стали меньше, — отметила Амрита Сен из Energy Aspects. — Их банки также начинают беспокоиться, так как появились признаки того, что теперь большинство грузов торгуется выше предельной стоимости».

http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу