15 февраля 2024 Invest Era | Кристалл
КЛВЗ Кристалл опубликовал подробности предстоящего размещения. По традиции готовим полноценный разбор IPO.
О компании
КЛВЗ Кристалл (далее – Кристалл) – это один из крупнейших в России (входит в топ-10) производителей алкогольной продукции. В 2023 году компания реализовала 2,39 млн декалитров алкогольной продукции. Поставляется она в 61 регион России, а также в Азербайджан, Китай и Казахстан.
Об IPO
Цена размещения 8-9,5 рублей за акцию
Объём предложения – до 125 млн акций, формат cash-in (с доп. эмиссией)
Объём привлекаемых средств – около 1 млрд рублей
Капитализация Кристалла составит 7,4-8,6 млрд рублей
Тикер – #KLVZ
Предварительные показатели за весь 2023 год (по оценке Кристалла):
Выручка 3,7 млрд рублей (+87% г/г)
Прибыль 119 млн рублей (+13% г/г)
В натуральном выражении продажи выросли на 76% г/г до 2,39 млн декалитров
Чем интересна компания?
Основной фактор – это крайне амбициозный финансовый план
Компания собирается сохранить высокие темпы роста. В презентации прогнозируют рост выручки в 2024 году до 7,2 млрд рублей, в 2025 году – до 12,5 млрд рублей, в 2026 году – до 18,3 млрд рублей. То есть в среднем на 70% в год. Фантастические темпы для такой отрасли.
А прибыль к 2026 вырастет до 2,7 млрд рублей с текущих 119 млн. CAGR 124% (!). Тут, конечно, есть эффект низкой базы, но планы весьма амбициозные.
За счет чего рост?
До 2022 года почти весь объём продаж составляла водка разных марок. С 2023 перешли к активной диверсификации – увеличивают долю ликероводочных изделий (ЛВИ). Например, первыми в России стали производить соджу, традиционный корейский напиток средней крепости (обычно 12-20%).
На встрече менеджмента с представителями АВО было сказано, что на ЛВИ уже в 2023 году приходилось около 17% продаж. А в перспективе хотят, чтобы, наоборот, доля водки снизилась до 17% с текущих ~83%.
По информации из того же интервью, долгосрочно продажи водки будут стагнировать или медленно увеличиваться. А весь этот прогнозный взрывной рост будет достигнут за счет ЛВИ – там выше маржинальность, ниже конкуренция, какая-то часть рынка вообще пустая (взять ту же соджу).
Что по оценке?
Это камень преткновения. Вероятно Кристалл выйдет на биржу по верхней границе диапазона. Тогда P/E 2023 составит 72х, FWD P/E 2024 – 16х. Для понимания, FWD P/E Белуги = 8,2х.
То есть Кристалл оценивает себя в 2 раза дороже, но взамен предлагает рост прибыли в 4,5 раза в 2024 году против куда более скромных ~20% у #BELU.
А реальны ли вообще такие темпы роста?
Кажется, Кристаллу действительно повезло, компания нащупала прибыльный дефицитный рынок. Розничные сети жадно скупают ее продукцию. Руководство сообщает, что получает от дистрибьюторов заявки, которые в 5 раз превышают её действующий объём производства. Данные эти проверить нельзя, но предположим, что спрос высокий.
Из таблички ниже видно, что Кристалл – единственный из топ-10 производителей алкоголя в РФ, который почти удвоил производство г/г в 1 полугодии 2023. А отгрузки выросли на 79% г/г. Вторым по этому показателю с большим отрывом стал Питейный Дом (+2% г/г).
Также видно, что у компании были высокие темпы роста в прошлом: грубо говоря, планируют их сохранить. Основной фактор успеха – средства, привлеченные на IPO, которые будут потрачены на увеличение производства. Что и будет одним из драйверов роста. В целом такие темпы роста реальны. Белуга тоже развивалась очень шустро (прибыль за 5 лет X8, выручка X3, котировки X10). Есть ряд “НО”, о них в итогах.
О конкурентном рве
Компания нащупала относительно новый для себя высокомаржинальный рынок, который оказался почти пустым. Конкурентов среди отечественных производителей не так много, а импортные бренды абсолютно неконкурентоспособны с точки зрения цен.
Просто для сравнения, бутылка соджу от Кристалла (“STUN”) стоит ~200 рублей в рознице, тогда как импортные бренды – 400-600 рублей. Другой альтернативы пока нет.
Причем, если верить менеджменту, то для налаживания производственных процессов привлекались корейские технологи. И 70% опрошенных респондентов отметили, что STUN по вкусу даже лучше корейских брендов. Конкуренты тоже могут выйти на этот рынок, если увидят в нем потенциал, но в ближайшие годы KLVZ имеет шансы захватывать его при минимальной конкуренции.
Дивиденды
Планируют выплачивать 50-80% от прибыли с 2025 года (то есть первые выплаты будут в 2025 по результатам 2024). Получается, что в идеале на первые дивиденды направят 268-430 млн рублей, что даст доходность в районе 3-5% – мягко говоря, не очень.
Риски
Прогнозы чересчур позитивны. Если рынок слишком рано насытится, то темпы роста резко замедлятся, а с ними обвалится и оценка Кристалла. Во-вторых, такая высокая планка может быть легко НЕ достигнута.
Рынок высококонкурентный, и если направление ЛВИ будет быстро расти, то условная Белуга начнет тоже работать в этом направлении.
Также очень сложно будет продать физикам такую высокую оценку. Не все готовы задумываться о форвардных мультипликаторах.
Общий вывод
#KLVZ предлагает бешеные темпы роста. Прогнозы менеджмента выглядят фантастическими, но они реализуемы. Наиболее близкий кейс – Самолет, который тоже в 2020 году выходил с высокими мультипликаторами, обещал шикарные темпы роста и в целом их продемонстрировал. Тогда они тоже казались чрезмерно высокими.
Но вопрос – сможет ли Кристалл исполнить свои планы? Это уже зависит от эффективности менеджмента и спроса на продукцию (действительно ли торговые точки готовы заказывать их такими масштабами). Это качество исполнения стоит закладывать как риск.
Сравнения с Белугой никакого смысла не имеют. BELU сейчас это уже устоявшийся бизнес, который был на том же этапе, что и KLVZ 7-8 лет назад.
Качество продукции в расчет не берем, т.к. это субъективный показатель. Будет ли расти спрос на ЛВИ в РФ – тоже очень сложно рассуждать. Если готовы поделиться мнением, то будем рады ему в нашем чате для подписчиков.
А мы опираемся в первую очередь на цифры. Главный плюс – есть хорошие темпы роста в прошлом и есть возможность хорошо расти в будущем.
На старте объём предложения будет всего чуть больше 1 млрд рублей. Собрать их реально, но переподписка явно не будет огромной, как в случае ASTR и DIAS. Теперь наблюдаем за маркетингом и ажиотажем перед IPO. Пока старт относительно тихий из-за Диасофт. С другой стороны, у многих, кто участвовал в размещении DIAS, деньги теперь “жгут карманы”.
Если будет видно, что спрос не очень, то пройдем мимо IPO и рассмотрим покупку ниже, повторить кейс Самолета компания вполне может и по более низкой оценке, мы готовы ее покупать в долгосрок. Касательно спекулятивного участия – все решит маркетинговая часть, как всегда будем решать за день до размещения.
https://invest-era.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter
О компании
КЛВЗ Кристалл (далее – Кристалл) – это один из крупнейших в России (входит в топ-10) производителей алкогольной продукции. В 2023 году компания реализовала 2,39 млн декалитров алкогольной продукции. Поставляется она в 61 регион России, а также в Азербайджан, Китай и Казахстан.
Об IPO
Цена размещения 8-9,5 рублей за акцию
Объём предложения – до 125 млн акций, формат cash-in (с доп. эмиссией)
Объём привлекаемых средств – около 1 млрд рублей
Капитализация Кристалла составит 7,4-8,6 млрд рублей
Тикер – #KLVZ
Предварительные показатели за весь 2023 год (по оценке Кристалла):
Выручка 3,7 млрд рублей (+87% г/г)
Прибыль 119 млн рублей (+13% г/г)
В натуральном выражении продажи выросли на 76% г/г до 2,39 млн декалитров
Чем интересна компания?
Основной фактор – это крайне амбициозный финансовый план
Компания собирается сохранить высокие темпы роста. В презентации прогнозируют рост выручки в 2024 году до 7,2 млрд рублей, в 2025 году – до 12,5 млрд рублей, в 2026 году – до 18,3 млрд рублей. То есть в среднем на 70% в год. Фантастические темпы для такой отрасли.
А прибыль к 2026 вырастет до 2,7 млрд рублей с текущих 119 млн. CAGR 124% (!). Тут, конечно, есть эффект низкой базы, но планы весьма амбициозные.
За счет чего рост?
До 2022 года почти весь объём продаж составляла водка разных марок. С 2023 перешли к активной диверсификации – увеличивают долю ликероводочных изделий (ЛВИ). Например, первыми в России стали производить соджу, традиционный корейский напиток средней крепости (обычно 12-20%).
На встрече менеджмента с представителями АВО было сказано, что на ЛВИ уже в 2023 году приходилось около 17% продаж. А в перспективе хотят, чтобы, наоборот, доля водки снизилась до 17% с текущих ~83%.
По информации из того же интервью, долгосрочно продажи водки будут стагнировать или медленно увеличиваться. А весь этот прогнозный взрывной рост будет достигнут за счет ЛВИ – там выше маржинальность, ниже конкуренция, какая-то часть рынка вообще пустая (взять ту же соджу).
Что по оценке?
Это камень преткновения. Вероятно Кристалл выйдет на биржу по верхней границе диапазона. Тогда P/E 2023 составит 72х, FWD P/E 2024 – 16х. Для понимания, FWD P/E Белуги = 8,2х.
То есть Кристалл оценивает себя в 2 раза дороже, но взамен предлагает рост прибыли в 4,5 раза в 2024 году против куда более скромных ~20% у #BELU.
А реальны ли вообще такие темпы роста?
Кажется, Кристаллу действительно повезло, компания нащупала прибыльный дефицитный рынок. Розничные сети жадно скупают ее продукцию. Руководство сообщает, что получает от дистрибьюторов заявки, которые в 5 раз превышают её действующий объём производства. Данные эти проверить нельзя, но предположим, что спрос высокий.
Из таблички ниже видно, что Кристалл – единственный из топ-10 производителей алкоголя в РФ, который почти удвоил производство г/г в 1 полугодии 2023. А отгрузки выросли на 79% г/г. Вторым по этому показателю с большим отрывом стал Питейный Дом (+2% г/г).
Также видно, что у компании были высокие темпы роста в прошлом: грубо говоря, планируют их сохранить. Основной фактор успеха – средства, привлеченные на IPO, которые будут потрачены на увеличение производства. Что и будет одним из драйверов роста. В целом такие темпы роста реальны. Белуга тоже развивалась очень шустро (прибыль за 5 лет X8, выручка X3, котировки X10). Есть ряд “НО”, о них в итогах.
О конкурентном рве
Компания нащупала относительно новый для себя высокомаржинальный рынок, который оказался почти пустым. Конкурентов среди отечественных производителей не так много, а импортные бренды абсолютно неконкурентоспособны с точки зрения цен.
Просто для сравнения, бутылка соджу от Кристалла (“STUN”) стоит ~200 рублей в рознице, тогда как импортные бренды – 400-600 рублей. Другой альтернативы пока нет.
Причем, если верить менеджменту, то для налаживания производственных процессов привлекались корейские технологи. И 70% опрошенных респондентов отметили, что STUN по вкусу даже лучше корейских брендов. Конкуренты тоже могут выйти на этот рынок, если увидят в нем потенциал, но в ближайшие годы KLVZ имеет шансы захватывать его при минимальной конкуренции.
Дивиденды
Планируют выплачивать 50-80% от прибыли с 2025 года (то есть первые выплаты будут в 2025 по результатам 2024). Получается, что в идеале на первые дивиденды направят 268-430 млн рублей, что даст доходность в районе 3-5% – мягко говоря, не очень.
Риски
Прогнозы чересчур позитивны. Если рынок слишком рано насытится, то темпы роста резко замедлятся, а с ними обвалится и оценка Кристалла. Во-вторых, такая высокая планка может быть легко НЕ достигнута.
Рынок высококонкурентный, и если направление ЛВИ будет быстро расти, то условная Белуга начнет тоже работать в этом направлении.
Также очень сложно будет продать физикам такую высокую оценку. Не все готовы задумываться о форвардных мультипликаторах.
Общий вывод
#KLVZ предлагает бешеные темпы роста. Прогнозы менеджмента выглядят фантастическими, но они реализуемы. Наиболее близкий кейс – Самолет, который тоже в 2020 году выходил с высокими мультипликаторами, обещал шикарные темпы роста и в целом их продемонстрировал. Тогда они тоже казались чрезмерно высокими.
Но вопрос – сможет ли Кристалл исполнить свои планы? Это уже зависит от эффективности менеджмента и спроса на продукцию (действительно ли торговые точки готовы заказывать их такими масштабами). Это качество исполнения стоит закладывать как риск.
Сравнения с Белугой никакого смысла не имеют. BELU сейчас это уже устоявшийся бизнес, который был на том же этапе, что и KLVZ 7-8 лет назад.
Качество продукции в расчет не берем, т.к. это субъективный показатель. Будет ли расти спрос на ЛВИ в РФ – тоже очень сложно рассуждать. Если готовы поделиться мнением, то будем рады ему в нашем чате для подписчиков.
А мы опираемся в первую очередь на цифры. Главный плюс – есть хорошие темпы роста в прошлом и есть возможность хорошо расти в будущем.
На старте объём предложения будет всего чуть больше 1 млрд рублей. Собрать их реально, но переподписка явно не будет огромной, как в случае ASTR и DIAS. Теперь наблюдаем за маркетингом и ажиотажем перед IPO. Пока старт относительно тихий из-за Диасофт. С другой стороны, у многих, кто участвовал в размещении DIAS, деньги теперь “жгут карманы”.
Если будет видно, что спрос не очень, то пройдем мимо IPO и рассмотрим покупку ниже, повторить кейс Самолета компания вполне может и по более низкой оценке, мы готовы ее покупать в долгосрок. Касательно спекулятивного участия – все решит маркетинговая часть, как всегда будем решать за день до размещения.
https://invest-era.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter