Гонка электромобилей. Борьба за мировое лидерство усиливается » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Гонка электромобилей. Борьба за мировое лидерство усиливается

2 апреля 2024 ИХ "Финам" Поздеева Екатерина

Мир постепенно движется в сторону зеленого энергоперехода. Многие страны планируют достичь нулевых выбросов углекислого газа к 2050 году. Как ожидается, немаловажную роль на пути к углеродной нейтральности сыграют электромобили, стремительно набирающие популярность со времен пандемии. Как пишет Bloomberg со ссылкой на прогноз BNEF, в 2024 году мировые продажи пассажирских электромобилей и гибридов вырастут на 21% до 16,7 млн авто. Причем около 10 млн продаж придется на Китай.

По мере отказа от традиционных машин с двигателями внутреннего сгорания конкуренция на рынке электромобилей растет, производители устроили настоящую гонку за мировое лидерство, в которой цена становится основным оружием. Американской компании Tesla становится все сложнее сохранять позиции: китайские бренды предлагают потребителям более доступные альтернативы.

Finam.ru рассказывает о громкой новинке на рынке электромобилей, которую уже окрестили «убийцей Tesla», китайском лидере отрасли и ценовой войне, устроенной им в последнее время.

«Убийца Tesla»
28 марта китайская компания Xiaomi выпустила свой первый электромобиль SU7. Обозревателей уже привлек яркий дизайн нового авто, похожий на Porsche, а также цена $29 870. Стоимость главного конкурента - Model 3 от Tesla - в Китае на $4 115 выше.

Как рассказал на презентации глава Xiaomi Лэй Цзюнь, возможности SU7, который также сравнивают с моделями Porsche Taycan и Panamera, превосходят возможности Tesla и Porsche. Например, его минимальный запас хода в 700 км превышает запас хода Tesla Model 3 - 567 км.

О планах Xiaomi выпустить свой первый электромобиль стало известно еще в 2021 году, когда компания инвестировала $10 млрд в его разработку. Компания заключила производственное партнерство с государственным автопроизводителем BAIC Group и впервые представила седан SU7 в декабре 2023-го. Бренд Xiaomi известен прежде всего производством смартфонов и других умных устройств для дома, которые составляют единую экосистему. Как ожидается, автомобиль тоже станет ее частью и сможет подключаться к другим гаджетам.

К концу этого года SU7 поступит в продажу в 211 магазинах в 39 городах Китая. Xiaomi не сообщила, планирует ли она продавать автомобиль за границу, но обычно бестселлеры компании в итоге выходят на международный рынок.

Аналитики разделились во мнениях относительно того, будет ли автомобильный проект Xiaomi успешным. Одни говорят, что выпуск электромобиля - естественное продолжение деятельности компании, другие считают, что такими темпами Xiaomi рискует потерять репутацию доступного бренда.

Евгений Коган, инвестбанкир и профессор НИУ ВШЭ, считает выпуск SU7 одним из самых долгожданных событий на рынке электромобилей. Эксперт отметил, что компания высоко подняла планку, активно скупала свои акции перед релизом, явно не веря в провал, и в итоге продала 50 тыс. электромобилей за 27 минут. Для сравнения Tesla за январь и февраль продала в Китае 70 тыс. автомобилей.

Пока рано говорить, станет ли SU7 «убийцей Tesla» на китайском рынке, но это определенно новый виток ценовой войны производителей электрокаров из Поднебесной против остальных конкурентов.

BYD обогнала Tesla в гонке за мировое лидерство
Мировым лидером по продаже электромобилей в 2023 году стал китайский производитель BYD. За прошлый год компания продала свыше 3 млн электрокаров и получила выручку в $83 млрд и рекордную чистую прибыль $ 4,15 млрд.

Для сравнения американская компания Tesla, опустившаяся на второе место, за прошлый год поставила 1,8 млн электромобилей. Однако электромобиль Tesla Model Y стал самым продаваемым в Европе в 2023 году. Американская компания сохраняет лидерство в ЕС и в США. Отметим, что BYD не продает свои электромобили в США, где иностранной компании придется заплатить импортную пошлину в размере 27,5%, что делает заход на американский рынок невыгодным для многих «китайцев».

Помимо BYD на китайском рынке электромобилей выделяются две частные компании Geely и Great Wall Motors и три государственных концерна - SAIC, GAC и Changan Auto. Следом идут компании NIO, Li Auto Inc., XPeng и Huawei, у которых тоже большой потенциал. С десяткой крупнейших китайских производителей уже стремится соревноваться Xiaomi, выпустившая пока всего одну модель.

Китайские производители электромобилей демпингуют цены
Китайские компании представляют на мировом рынке все более доступные электромобили с сопоставимыми технологиями и мощностями, что вызывает ценовые войны. Бренды, желая оставаться конкурентоспособными, вынуждены снижать стоимость своих авто. И если у больших концернов есть такая возможность, то новые игроки на рынке рискуют просто не выжить.

В сентябре прошлого года ЕС обвинил китайских производителей в демпинге цен на электромобили, искажении европейского рынка и начал расследование. По мнению европейских властей, китайские компании могут злоупотреблять своим преимуществом - более дешёвыми энергоресурсами и рабочей силой. Если в ходе следствия обвинения подтвердятся, компании из Поднебесной могут получить дополнительные пошлины в ЕС, которые нивелируют их преимущества.

Главным зачинщиком ценовой войны стала BYD, которой мало отобранного лидерства у Tesla. В марте компания устроила очередной раунд агрессивных скидок, планируя переманить клиентов других крупных игроков рынка - Toyota Motor Corp. и Volkswagen AG. Как пишет Bloomberg, в прошлом месяце BYD снизила цены на более чем 100 существующих версий моделей машин и перезапустила 70 прошлых версий электрокаров по еще более низким ценам. Скидки не коснулись только нового бренда компании Yangwang, в частности его премиального суперкара за $233 тыс.

Если остальные китайские производители в первую очередь нацелены на продажи в богатых мегаполисах, таких как Шанхай и Шэньчжэнь, то BYD хочет привлечь также водителей из небольших и бедных городов и убедить их пересесть на электромобили.

Масштабы последнего снижения цен шокировали даже экспертов, привыкших к сверхконкурентной природе автомобильного рынка Китая. Генеральный секретарь Китайской ассоциации легковых автомобилей Цуй Дуншу написал в своем блоге, что скидки стали «сверхинтенсивными» и достигли «беспрецедентного уровня».

Стратегия BYD оказалась успешной. Так, ее модели Qin Plus и Seagull вошли в пятерку самых продаваемых электромобилей в первые два месяца 2024 года.

Аналитики предупреждают, что продолжительная ценовая война приведет к сокращению доходов на рынке, поскольку большинству компаний еще предстоит получить прибыль от производства электромобилей.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter