«Делимобиль» все еще интересен для покупок » Элитный трейдер
Элитный трейдер


«Делимобиль» все еще интересен для покупок

26 апреля 2024 ИХ "Финам" | Делимобиль Степанов Никита
С момента выхода на биржу в феврале котировки акций «Делимобиля» показывали динамику лучше, чем индекс МосБиржи и немного хуже индекса МосБиржи Информационных Технологий. За два месяца «Делимобиль» вырос на 19,5% (на 24%, если считать от цены IPO 333 руб.), а индексы увеличились на 5,4% и 24,8% соответственно. Недавний отчет компании оказался в рамках ожиданий, и мы не видим причин, почему наши позитивные прогнозы по финансовым показателям на 2024 год не должны оправдаться. Учитывая это, мы считаем акции «Делимобиля» по-прежнему интересными для покупок.

Мы начинаем покрытие акций «Делимобиля» и присваиваем им рейтинг «Покупать» с целевой ценой 423 руб. на горизонте 12 мес. Потенциал роста равен 29%.

При оценке стоимости мы опирались на прогнозные мультипликаторы P/E, EV/EBITDA и EV/S компаний-аналогов с похожей бизнес-моделью.

«Делимобиль» — ведущая каршеринговая компания в России, автопарк которой составляет 26,6 тыс. автомобилей по состоянию на конец 2023 года. Работает в 11 городах РФ и имеет потенциал выхода еще в 25 городов с населением более 500 тыс. чел.

За последние два года рынок мобильности (каршеринг и микромобильность) удвоился, достигнув 86 млрд руб. по итогам 2023 года. При этом основной рост привнес сегмент микромобильности, то есть самокаты, велосипеды и т. д., который оценивался в 11 млрд руб. в 2021 году, а в 2023 году — уже в 42 млрд руб.

Согласно отчету Б1, ожидается, что к 2028 году общий рынок мобильности в РФ достигнет 349 млрд руб., с GAGR 39%. Причем основной рост будет достигнут за счет роста каршеринга, а не микромобильности — с 44 млрд руб. до 234 млрд руб.

«Делимобиль» является самым популярным сервисом каршеринга, который с большим отрывом опережает ближайших конкурентов — «Яндекс.Драйв», «СитиДрайв» и BelkaCar. Доля рынка по количеству поездок составляет 40%, по данным Б1.

«Делимобиль» все еще интересен для покупок


Бизнес-модель «Делимобиля» подразумевает быстрый рост вкупе с эффективным обновлением автопарка. Все автомобили покупаются в финансовый лизинг с возможностью выкупа и эксплуатируются на протяжении ~6 лет. По прошествии этого срока автомобиль продается на вторичном рынке примерно за 40% от первичной стоимости.

За прошлый год выручка составила 20,9 млрд руб. (рост на 33% г/г). Валовая прибыль выросла на 50% г/г, до 7,5 млрд руб., а валовая рентабельность — на 4 п. п., до 36%. Операционная прибыль компании выросла на 58%, до 4,9 млрд руб., при этом операционная рентабельность увеличилась на 3 п. п., до 23%. Чистая прибыль показала рост более чем в 2 раза, до 1,9 млрд руб.

«Делимобиль» обладает одной из лучших юнит-экономик на российском рынке. Компания показывает положительную динамику следующих показателей: за 2023 год выручка на одного клиента выросла на 16%, до 2,2 тыс. руб., а средняя выручка за одну минуту поездки составила 12,8 руб. (+14% г/г).

Наши прогнозы по основным финпоказателям «Делимобиля» на 2024 год подразумевают рост выручки до 31,1 млрд руб. (+49% г/г), EBITDA — до 10,3 млрд руб. (+ 61% г/г), чистой прибыли — до 2,7 млрд руб. (+38%г/г).

Главными рисками выступают геополитические риски, нарастание конкуренции со стороны других российских сервисов каршеринга, а также продолжительная жесткость денежно-кредитной политики ЦБ РФ и дефицит поставок новых автомобилей.

Описание эмитента
«Делимобиль» — ведущая каршеринговая компания в России, автопарк которой составляет 26,6 тыс. автомобилей по состоянию на конец 2023 года. Компания имеет собственное технологическое решение по распределению и тарификации аренды автомобилей, а также выстраивает свои обслуживающие мощности, что является конкурентным преимуществом.

«Делимобиль» работает в 11 городах: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, Тольятти и Туле. Также в начале апреля компания запустилась в Сочи.

Парк автомобилей «Делимобиля» сейчас активно трансформируется. Происходит переход в сторону моделей китайских производителей (Chery, Geely, Haval, Omoda, Jetta, Changan). На конец 2023 года они составляют около четверти от всего парка. В марте «Делимобиль» добавил в свой автопарк Belgee X50 и первым начал использовать автомобиль белорусского производства в сервисе каршеринга.

«Делимобиль» предоставляет 4 класса транспорта (эконом, комфорт, премиум и грузовой), где более 90% парка занимают «эконом» и «комфорт», и разные тарифы, чтобы пользователи могли настраивать свои поездки под себя. Регулярно внедряются новые тарифы при наличии запроса у клиентов для улучшения пользовательского опыта и повышения лояльности клиентов.

Компания признана технологической благодаря своей платформе Guido с мобильным и веб-приложениями. Она собирает и анализирует данные об истории обслуживания каждого автомобиля (техосмотры, ремонт). Автомобили оборудованы специальными датчиками, которые позволяют отслеживать проблемы и риски и использовать эту информацию для ценообразования и в системе обслуживания.

В 2021 году «Делимобиль» обогнал «Яндекс.Драйв» по объему автопарка в России и доле поездок в Москве, заняв 1-е место по этим показателям. Сейчас у «Делимобиля» самые низкие требования к возрасту и стажу водителей среди конкурентов.

«Делимобиль» основан компанией «Каршеринг Руссия», принадлежащей другой структуре — Mikro Kapital Group, зарегистрированной в Люксембурге. Бенефициаром последней является Винченцо Трани с долей в «Делимобиле» 69%. Еще 11% и 10% принадлежат Алексею Градову и Артуру Меликяну соответственно. Доля акций компании в свободном обращении составляет 9%. На текущий момент планов по SPO нет.

Рынок каршеринга в России
За последние два года рынок мобильности (каршеринг и микромобильность) удвоился, достигнув 86 млрд руб. по итогам 2023 года. При этом основной рост привнес сегмент микромобильности, то есть самокаты, велосипеды и т. д., который оценивался в 11 млрд руб. в 2021 году, а в 2023 году — уже в 42 млрд руб.

Рынок каршеринга имеет большой потенциал роста, учитывая постоянное удорожание новых автомобилей, дешевизну каршеринга в сравнении со стоимостью такси и комфорт поездки относительно общественного транспорта.

Исследование консалтинговой компании Б1 выявило явный тренд на отказ россиян от владения собственным автомобилем ввиду разных причин: от стоимости обслуживания до отсутствия необходимости. Согласно этому исследованию, доля россиян, владеющих личным автомобилем, приобретенным не позднее чем пять лет назад, снизилась с 86% в 2020 году до 83% в 2023 году. Одновременно доля респондентов, планирующих приобрести автомобиль в следующие пять лет, снизилась с 90% до 78%. Россияне все чаще отдают предпочтение общественному транспорту, такси и каршерингу.

Согласно отчету Б1, ожидается, что к 2028 году общий рынок мобильности в РФ достигнет 349 млрд руб., с GAGR 39%. Причем основной рост будет достигнут за счет роста каршеринга, а не микромобильности — с 44 млрд руб. до 234 млрд руб.

В подтверждение этому Б1 отмечает относительно низкий уровень проникновения услуг каршеринга в РФ в сравнении с другими странами: сейчас автопарк каршеринга составляет всего 0,1% от совокупного автопарка, при этом в европейских странах с сопоставимым с Россией уровнем урбанизации проникновение каршеринга в 4–5 раз выше. При сокращении этого разрыва между странами рынок каршеринга может продемонстрировать еще больший рост — до 299 млрд руб. к 2028 году, а не до 234 млрд руб., как прогнозируется в базовом сценарии.

Перспективы и риски компании
Бизнес-модель «Делимобиля» подразумевает быстрый рост вкупе с эффективным обновлением автопарка. Все автомобили компании покупаются в финансовый лизинг с возможностью выкупа и эксплуатируются на протяжении ~6 лет. По прошествии этого срока автомобиль продается на вторичном рынке примерно за 40% от первичной стоимости. Этот процесс позволяет извлекать максимальную выгоду с каждого автомобиля, а среднегодовая окупаемость одной машины составляет 30%. Покупка автомобилей за счет собственных средств позволила бы компании увеличить свою рентабельность, однако не позволила бы обеспечить настолько быструю экспансию.

Стратегия «Делимобиля» подразумевает покрытие всех городов России с населением более 500 тыс. чел. В данный момент таких городов 36, и в 11 из них сервис уже представлен. У компании есть еще 25 свободных городов только в РФ. В 2019 году компания также планировала свою экспансию на страны ближнего зарубежья, однако после пандемии было принято решение сфокусироваться на городах России и лишь потом уже проводить экспансию за рубеж. В долгосрочной перспективе компания имеет хорошие шансы на выход на рынки стран СНГ.

«Делимобиль» является самым популярным сервисом каршеринга, который с большим отрывом опережает ближайших конкурентов — «Яндекс.Драйв», «СитиДрайв» и BelkaCar. Доля рынка по количеству поездок составляет 40%, по данным Б1. Компания представлена в 11 городах, BelkaCar — в пяти, а два других конкурента — в трех. Автопарк «Делимобиля» составляет более 26,6 тыс. автомобилей, в то время как у «Яндекс.Драйв» — 16 тыс., у «СитиДрайв» — 13 тыс., у BelkaCar — 5,5 тыс. Причем на самом платежеспособном рынке, в Москве и Московской области, доля рынка «Делимобиля» по количеству поездок превышает 50%.

Большой автопарк позволяет пользователям делать выбор в пользу «Делимобиля» ввиду большей доступности транспорта. Например, в Москве пользователю в среднем понадобится всего 5 минут ходьбы, чтобы дойти до ближайшей машины компании. Также с помощью IT и маркетинговых решений компания стремится оптимизировать утилизацию автомобилей, то есть минимизировать время простоя каждого автомобиля (например, делает зоны с дополнительным кешбэком или специальным тарифом).

Приложение «Делимобиля» — самое скачиваемое среди российских операторов каршеринга по итогам 2023 года. Компания реагирует на письменные обращения клиентов в течение 24 часов, на онлайн-обращения — в течение 5 минут. Удовлетворенность пользователей составляет 91,5%. Высокую лояльность и удержание пользователей можно проследить по стабильно растущей средней выручке с клиента с момента начала пользования приложением «Делимобиля». Исследование компании показывает, что в среднем на второй месяц после первой поездки лояльный клиент приносит более 3,9 тыс. руб., а спустя год — уже 12,9 тыс. руб. ежемесячно.

«Делимобиль» проявляет свою клиентоориентированность в тарифах, которые каждый пользователь может подобрать под себя. Помимо базовых тарифов, текущие тарифы включают в себя «минуты в пробке», «посуточный», «поездки между городами», «скипасс для поездок на горнолыжные курорты». Также недавно был представлен тариф «с пересадкой», который стимулирует самих клиентов транспортировать автомобили в зоны повышенного спроса. С недавних пор в приложении клиенты могут бронировать авто по государственному номеру и отслеживать механика компании в реальном времени при возникновении поломок автотранспорта.

Одним из главных рисков для компании является переход клиентов к конкурентам, и главной предпосылкой для этого являются большие штрафы для клиентов, которые в разы выше, чем у аналогов. С одной стороны, это делает сдачу автомобиля безопаснее для компании, а также поднимает выручку (доля штрафов в выручке каршеринга около 14%). С другой стороны, при возникновении ДТП и необходимости уплаты штрафа за него в следующий раз клиент может перейти к конкурентам, чтобы при возникновении аналогичной ситуации заплатить меньше.

Также сильно влияют на каршеринговый бизнес продолжительное удержание жесткой монетарной политики в стране и дефицит поставок новых автомобилей. Оба этих фактора ограничивают возможность экспансии «Делимобиля».

Финансовые показатели и прогнозы
За 2023 год «Делимобиль» отчитался о рекордных показателях выручки, EBITDA и чистой прибыли, которые оказались сопоставимы с ожиданиями аналитиков.

За прошлый год выручка составила 20,9 млрд руб. (рост на 33% г/г). Валовая прибыль выросла на 50% г/г, до 7,5 млрд руб., а валовая рентабельность улучшилась на 4 п. п., до 36%.

Так как бизнес «Делимобиля» строится на юнит-экономике, то показатели выручки на клиента, автомобиль и минуту поездки будут наиболее репрезентативными при определении роста компании, поскольку рост выручки может достигаться просто за счет масштабирования. И в этом плане компания показывает положительную динамику следующих показателей: за 2023 год выручка на одного клиента выросла на 16%, до 2,2 тыс. руб., а средняя выручка за одну минуту поездки составила 12,8 руб. (+14% г/г). Единственным негативным сигналом будет незначительное снижение выручки на один автомобиль — до 783,8 тыс. руб. против 785,9 тыс. руб. в 2022 году. Однако это можно объяснить тем, что 2,6 тыс. машин добавлены в автопарк в конце года и еще не были полноценно задействованы. Хотя темпы роста сокращаются, «Делимобиль» обладает одной из лучших юнит-экономик на российском рынке (для сравнения: у Woosh показатели выручки на клиента и транспортное средство снижаются с 2021 года).

За год операционная прибыль компании выросла на 58%, до 4,9 млрд руб., при этом операционная рентабельность увеличилась на 3 п. п., до 23%. Показатель EBITDA продемонстрировал аналогичный рост, на 56%, достигнув 6,4 млрд руб. Маржа EBITDA повысилась на 5 п. п., до 31%.

Чистая прибыль показала рост более чем в 2 раза, до 1,9 млрд руб., что второй год подряд подтверждает эффективность бизнес-модели «Делимобиля». Чистая рентабельность компании находится на уровне 9%, что сопоставимо с рентабельностью мировых аналогов.

Чистый долг компании вырос до 21,4 млрд руб. с 15 млрд руб. годом ранее, однако коэффициент долговой нагрузки «Чистый долг / EBITDA» несколько снизился, с 3,7 до 3,3.

Операционный денежный поток за год вырос на 48%, до 6,5 млрд руб., а свободный денежный поток — на 20%, до 4,2 млрд руб.

Если обратиться к квартальным данным, то они будут не такими впечатляющими. Несмотря на рост всех показателей в 4-м квартале 2023 года, за исключением чистой прибыли, в глаза особенно бросается снижение валовой и чистой рентабельности на 7 п. п. и 10 п. п. соответственно. К сожалению, из-за недостатка исторических данных нельзя сказать наверняка, является ли снижение маржинальности сезонным фактором.



Наши прогнозы по основным финпоказателям «Делимобиля» на 2024 год следующие:

Наши ожидания по годовой выручке — 31,1 млрд руб. (рост на 49% г/г);
Ориентир по EBITDA — 10,3 млрд руб. (рост на 61%); ориентир по скорр. марже EBITDA — 33,1%;
Ориентир по чистой прибыли — 2,7 млрд руб. (рост на 38%); ориентир по чистой марже — 8,5%.

Прогноз подразумевает, что «Делимобиль» останется лидером рынка благодаря росту выручки, а также улучшению своей бизнес-модели с соответствующим ростом операционной рентабельности. Однако чистая рентабельность по итогам года, вероятно, снизится из-за высокой долговой нагрузки компании и продолжительного удержания высокой ключевой ставки ЦБ, что приведет к росту процентных расходов.



Выплаты акционерам
В январе 2024 года совет директоров «Делимобиля» утвердил дивидендную политику. Целевая периодичность дивидендных выплат — не менее двух раз в год. Компания будет стремиться выплачивать дивиденды в зависимости от величины чистой прибыли на основании годовой и полугодовой отчетностей по МСФО. При этом долговая нагрузка играет определяющую роль:

при уровне показателя «Чистый долг / EBITDA» менее 3 выплата составляет не менее 50% от чистой прибыли;
при уровне показателя «Чистый долг / EBITDA» более 3 размер выплаты определяется советом директоров с учетом текущих потребностей компании в финансировании ее устойчивого развития и складывающейся макроэкономической конъюнктуры.

Так как итоговая долговая нагрузка по показателю «Чистый долг / EBITDA» оказалась больше 3, менеджмент компании заявил, что дивиденды за 2023 год выплачиваться не будут. Следующая отчетность, на основании которой будет приниматься решение по выплате дивидендов, — по итогам 6 месяцев 2024 года. Исторически компания выпускает отчет по МСФО за полугодие в августе.

Оценка
Для определения справедливой стоимости акций «Делимобиля» мы использовали оценку по мультипликаторам относительно компаний с похожей бизнес-моделью. Мы использовали прогнозные мультипликаторы P/E, EV/EBITDA, EV/S на 2024 год. При этом EV/S у компаний-аналогов были скорректированы на прогнозные темпы роста, а P/E — на рентабельность чистой прибыли. Корректировки проведены для калибровки мультипликаторов.

Мультипликатор P/S не использовался, так как все компании в выборке имеют разную долговую нагрузку, и EV/S выполняет все функции P/S, при этом учитывая размер чистого долга. Кроме того, P/S сильно завышает оценку, так что наша оценка является более консервативной.

К американским компаниям применен дисконт 45%, который включает в себя все страновые и рыночные риски, в том числе геополитику, и дефицит автомобилей.

Оценка по форвардным мультипликаторам на 2024 год относительно аналогов предполагает целевую капитализацию 74,37 млрд руб. и целевую стоимость акции 423 руб. Исходя из потенциала роста на 29% к текущей цене, мы присваиваем рейтинг «Покупать».




Технический анализ
На дневном графике акции корректируются от своих локальных максимумов. Ближайшим уровнем поддержки выступает уровень 298 руб., который совпадает с восходящим трендом. При удержании этого уровня возможно продолжение роста.


http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter