Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Что происходит в США? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Что происходит в США?

Расходы федерального правительства США наблюдают сильное падение подобно национальному доходу, начавшемуся с момента демобилизации военнослужащих после Второй мировой войны.
28 апреля 2014 Архив
Заявления о том, что президент США Барак Обама (Barack Obama) довёл страну до банкротства не имеют твёрдых оснований. Так, за пять лет расходы упали с 24,4 процента до 20,6 процента ВВП и находятся на уровне 40-летнего среднего. И это было достигнуто без введения экономики в «потерянное десятилетие», что можно считать выдающимся достижением.

Бюджетное управление Конгресса США ожидает, что дефицит бюджета сократится до 2,8 процента ВВП в этом году и до 2,6 процента – в следующем. Этот прогноз почти совпадает с прогнозом Еврозоны, но всё же между ними существует огромная разница. Экономика США растёт более быстрыми темпами, что позволит опередить увеличение долгов.

Энергетическая революция в США – это только половина дела. Аналитик Bank of America Франциско Бланш (Francisco Blanch) считает, что сланцевый газ и нефть обеспечили американской экономике дополнительный попутный ветер «стоимостью» 1,9 процента ВВП с воздействием на всю остальную промышленность. Новые инвестиции в производство аммиака растут в геометрической прогрессии благодаря ценам на природный газ, которые в четыре раза ниже азиатских.

С 2001 по 2008 США перевели более 3 триллионов долларов экспортёрам нефти. Эта глава закончена. В настоящее время страна находятся в том положении, в каком она была в 2000 году с энергетическим дефицитом менее 2,0 процента ВВП и с каждым месяцем показывает улучшение, в то время как Еврозона на отметке дефицита в минус 4,4 процента с ухудшением ситуации, а Япония – при минус 6,3 процента.

За последние три года добыча нефти в США увеличилась на 2,5 млн. баррелей в день, а это почти столько же, сколько добывают три страны вместе взятые. В 2007 году США самостоятельно покрыли четверть своих потребностей в нефти. Сегодня это уже 50,0 процентов. Страна обогнала Россию и стала главным претендентом на позицию крупнейшего в мире экспортёра нефтепродуктов.

Уже более полувека США постоянно несёт потери своей промышленности с каждой рецессией. Однако исследование, проведенное Международным валютным фондом (МВФ) на этот раз представило совсем иную картину. Производство восстановилось довольно быстро, чему, главным образом, помогло машиностроение. Доля Америки в мировом производстве показало цифру 20,0 процентов. Доля Китая также равна двадцати. Так, получается, что две экономические сверхдержавы конкурируют теперь «лицом к лицу». Китай больше не лидирует.

Далее история отсылает нас к денежно-кредитному стимулированию в виде количественного смягчения, доведённому до последней крайности. Целью ставилось предотвращение фискального ужесточения, что в конечном итоге привело к тенденции снижения. Это случилось, когда Европейский центральный банк дважды поднимал ставки в 2011 году (ещё до того, как восстановление закрепилось), положив начало катастрофическому кризису, едва не разрушившему Европейский монетарный союз в середине 2012 года.

Отношение государственного долга США достиг 72,3 процента к ВВП. Согласно ожиданиям Управления Конгресса США по бюджету, в течение следующих трёх лет коэффициент должен слегка снизиться. Это магия свойств знаменателя. Экономикам вовсе не нужно в прямом смысле слова сокращать долг для того, чтобы уменьшить долг. Румынский диктатор Николае Чаушеску (Nicolae Ceausescu) думал иначе и исправно выплатил долги Румынии как раз к моменту своего расстрела в 1989 году. Те, кто сегодня определяют курс политики Еврозоны, кажется, иногда находятся в плену этих атавистических убеждений.

За четыре года объём долга американских домохозяйств к ВВП сократился с 98 процентов до 81 процента. Отношение долговых выплат к доходу после уплаты налогов уменьшилось в марте до 9,9 процента, что стало минимумом с 1980 г. Большая часть ипотечных кредитов выдаётся под фиксированную процентную ставку, так что не факт, что она быстро изменится, когда ФРС всерьёз примится за ужесточение политики.

Как говорит Шарль Дюма, главный экономист и председатель британской организации Lombard Street Research, а также автор книги «Американский Феникс» 2011 года (The America Phoenix), «рост благосостояния домохозяйств» вкупе со снижением долгового бремени обеспечит США равновесие в повышении роста за счёт потребления. Он предсказывает небольшой бум, который продолжится до 2016 года.

Основная доля долга уменьшилась ввиду отказа от уплаты долга, главным образом, владельцев жилой недвижимости, которые просто покидали свои дома. Во многих штатах США это можно сделать, и это не будет считаться нарушением закона. Дело в том, что американские правовые доктрины о банкротстве формировались на основе несправедливости времён долгового рабства, которое всё ещё сидит в общественном сознании.

Джеймс Мэдисон в «Записках Федералиста» высказал своё мнение: так, если относится к должникам как к преступникам, то это лишит их желания рисковать и будет препятствовать коммерции. Серия законов о банкротстве в 19 веке постепенно искоренило старые подходы, что впоследствие дало резкий эффект на динамику экономики США.

Законы о долговых обязательствах подавляющей части Европы до сих пор остаются верными принципам и идеям позднего Средневековья. В Испании банки могут забрать все ваши текущие активы, а также активы будущих лет, если вы не сможете погасить ипотечный кредит, и при этом ещё изъять заложенное под кредит имущество. Если не углубляться в нравственный аспект выгодных кредиторам принудительных мер, то эта практика малоэффективна. Она блокирует процесс отбора в циклах подъёма и спада, загоняя экономики в огромные долги.

Данные ОЭСР показывают, что в период между 2008 и 2012 гг. различные эффекты законов, направленных на регулирование долга Европы и сдерживающая политика привели к скачкам государственного и частного долга: на 30,0 процента ВВП в Испании, 33,0 – в Голландии, 34,0 – в Италии, 51,0 – во Франции, 71,0 – в Португалии и 151,0 – в Ирландии.

Верно, что в этом году доходность облигаций упала до рекордно низкого уровня в долговом сегменте Европейского экономического и валютного союза, но это нельзя назвать восстановлением. Такой уровень доходности – теперь, когда ЕЦБ выступает в качестве кредитора последней инстанции для содействия сокращению долга компании Club Med – главным образом отражает то, что Европейский экономический и валютный союз близок к дефляции и вряд ли продемонстрирует активный рост в течение длительного времени.


Спустя пять лет после банкротства американского инвестиционного банка Lehman Brothers объём производства в США поднимается к новым максимумам, а уровень безработицы достиг 6,7 процента. Уровень безработицы Европы сохраняется на отметке в 12,0 процента. Меры жёсткой экономии здесь не меняются. Финансовые ограничения в США можно назвать «драконовскими». «Различие во многом объясняется относительными принципами денежно-кредитной политики», – заявил г-н Дарда (Darda). ФРС удалось сохранить устойчивый уровень номинального ВВП, ЕЦБ – нет.
Предсказания в отношении спада в Америке, которые вызывали такой резонанс пять лет назад, уже, как ни странно, выглядят устаревшими и нереальными. Концепция стран БРИКС больше не имеет никакого экономического обоснования. Бразилия и Россия уже давно отошли на второй план. Индия в десятках лет от каких-либо реальных проблем. Так что это может затронуть только Китай. История полна подобных ложных спадов.

Считалось, что после потери Америки, с Великобританией также покончено, но фактически на её месте оказалась Франция, разрушенная войной за независимость. Британия стояла на пороге величайших дней. В начале второго столетия у Римской империи не было ни капли надежды. Тем не менее, эпоха упадка сменилась 80-ю годами стабильности и богатства под управлением династии Антонинов.

Правительственные органы Америки по-прежнему работают очень хорошо. Возможностей создать собственную эпоху «Антонинов» в середине текущего столетия у страны достаточно.