Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
«Я бы не беспокоился, если бы Эйнштейн решил отойти от дел и основал свой хедж-фонд» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

«Я бы не беспокоился, если бы Эйнштейн решил отойти от дел и основал свой хедж-фонд»

20 августа 2019 Financial One

Джеймс Харрис «Джим» Саймонс – уникальный трейдер, которому удалось создать капитал благодаря отличному знанию математики. Состояние Саймонса оценивается в августе 2019 года в $21,7 млрд.
Далее приводим перевод интервью Саймонса с Крисом Андерсоном, куратором ежегодной конференции TED.

Крис Андерсон

Джим, давайте поговорим про вашу инвестиционную компанию Renaissance Technologies. В прошлом вы преподавали математику, взламывали коды для Агентства национальной безопасности (NSA), после чего решили подобрать ключ и к финансовой индустрии. Думаю, вы не купились на гипотезу эффективного рынка. Но каким-то образом вам удалось найти способ получать невероятную доходность в течение двух десятилетий. Как я понимаю, самым удивительным фактором вашей методики стала не колоссальная доходность, а крайне низкий уровень волатильности и риска в сравнении с другими хедж-фондами. Как же вам удалось это сделать?

Джим Саймонс

Своему успеху я обязан группе замечательных людей, которую я собрал. Я стал заниматься трейдингом, когда немного устал от математики. Мне было около 40 лет, но мои финансы находились в довольно плачевном состоянии – денег всегда не хватало. В общем, я начал торговать акциями, и дело пошло хорошо. Мне удалось заработать много денег благодаря одной лишь удаче. По крайней мере, я так думал. Но дело точно было не в математическом моделировании.

Спустя какое-то время я осознал, что во всех сделках была какая-то закономерность, какая-то структура. Я нанял несколько математиков, и мы начали создавать определенные модели. Примерно тем же мы занимались и в ИВИ (Институт военных исследований США). Мы писали алгоритмы, а затем тестировали их на компьютере.

Крис Андерсон

Давайте рассмотрим следующий график. Это типичный график некоего товара.

«Я бы не беспокоился, если бы Эйнштейн решил отойти от дел и основал свой хедж-фонд»


Вот я лично смотрю на него и думаю, что это обычная кривая, скачущая то вверх, то вниз. Может, с небольшим восходящим трендом. Как вам удается совершать выигрышные сделки, используя лишь похожие графики? Как вы понимаете, что движения кривой не случайны?

Джим Саймонс

Это старый график. В те времена у биржевых товаров и валют была тенденция к определенному тренду. Не обязательно тренд должен был быть таким, как на этом графике, но тренды периодически появлялись. Например, инвестор думает: «Сегодня я сделаю прогноз, а за основу возьму динамику кривой за последние 20 дней. Возможно, прогноз окажется неплохим, и я заработаю немного денег».

Несколько лет назад такая стратегия, пусть не идеально, но сработала бы. Инвестор зарабатывал немного денег, затем проигрывал, затем снова зарабатывал. Но такая игра не стоит рисков, на которые вам приходится идти. Дело в том, что даже за год вам бы не удалось заработать приличную сумму денег. Такой подход уже исчерпал себя.

Крис Андерсон

Вы тестировали большое количество трендов разной длины и смотрели, можно ли по 10-дневному или 15-дневному тренду предсказать, что случится в будущем?

Джим Саймонс

Да, именно так. Мы пробовали разные методики и смотрели, какая сработает лучше. Стратегия следования за трендом была популярна в 60-х годах. В 70-х некоторые уже стали от нее отказываться. В 80-х она совсем перестала быть востребованной.

Крис Андерсон

В общем все поняли, что такая стратегия – далеко не самая выигрышная. Как вам удалось остаться в лидерах?

Джим Саймонс

Мы не переставали искать новые подходы, иногда краткосрочные. Но главная цель состояла в сборе большого количества информации – тогда бы делали это вручную. Мы приходили в здание Федеральной резервной системы и копировали записи об изменении процентных ставок и подобную информацию, поскольку этих данных еще не было в компьютерах. Мы собрали очень много информации. В общем, ключом к успеху были умные люди и наличие у нас определенных данных.

Тогда я не знал, как нанимать людей для занятия трейдингом. Я нанял нескольких – кто-то из них приносил мне деньги, у других не получалось. Бизнес шел у меня не идеально. Зато я отлично понимал, какие ученые мне нужны, в этом я знал толк. Так что мы работали, и со временем модели становились все лучше.

Крис Андерсон

Такие схемы прогнозирования могут быть весьма неожиданными. Вы же все берете в расчет, верно? Что имеет значение?

Джим Саймонс

Все имеет значение. Ежегодные отчеты, квартальные отчеты, исторические данные, даже погода. Все, что угодно. Мы принимаем терабайты информации в день, храним их, обрабатываем и подготавливаем для анализа. Главная цель – найти аномалии, подтверждение того, что гипотеза эффективного рынка неверна.

Крис Андерсон

Но любая аномалия может быть случайной. Так секрет в том, чтобы наблюдать за многочисленными странными аномалиями и определять, где они сходятся?

Джим Саймонс

Любая аномалия действительно может быть случайной. Однако, имея достаточно сведений, можно определить, когда она не случайна. Можно найти аномалию, устойчивую на протяжении долгого периода. В этом случае вероятность того, что она случайна, крайне мала. Но со временем аномалии исчезают, поэтому необходимо быть в курсе всего происходящего вокруг.

Крис Андерсон

Многие люди, знакомые с историей хедж-фондов, шокированы тем, что там сейчас происходит: как много там зарабатывают, как много умных людей задействовано. Стоит ли нам волноваться, что в этой индустрии занято слишком много талантливых математиков и других специалистов, которые могли бы трудиться над решением множества других мировых проблем?

Джим Саймонс

Дело тут не только в математике. Да, мы нанимаем астрономов, физиков и других подобных специалистов. Но не думаю, что стоит сильно об этом беспокоиться. Это все еще довольно мелкая отрасль. Напротив, привнесение науки в мир инвестирования помогло сделать мир инвестирования лучше. Это сократило волатильность, повысило ликвидность. Спреды стали более узкими. Я бы не беспокоился, если бы Эйнштейн решил отойти от дел и основал свой хедж-фонд.

Крис Андерсон

Сейчас вы находитесь в том периоде жизни, когда инвестируете, хотя теперь с другого конца этой системы. Вы инвестируете в развитие математики по всей Америке. Как мне известно, вы со своей женой Мэрилин занимаетесь благотворительностью. Расскажите об этом.

Джим Саймонс

Мэрилин основала фонд около 20 лет назад, чтобы заниматься благотворительностью. Тогда мы еще не знали, на чем сфокусироваться, но со временем решение пришло к нас само. Мы начали вкладывать деньги в развитие математики и других точных наук, в различные исследования. Этим и занимается наш фонд Math for America.

Крис Андерсон

Джим, несколько лет назад мне выпал шанс поговорить с Илоном Маском. Я спросил, в чем секрет его успеха. И он ответил: в серьезном отношении к физике. Слушая вас, я понимаю, что серьезное отношение к математике изменило вашу жизнь. Математика принесла вам богатство, а теперь позволяет инвестировать в будущее тысяч детей по всей Америке и не только. Значит, наука действительно очень важна?

Джим Саймонс

Математика мне точно очень помогла. Но вот еще что: работа всегда приносила мне удовольствие, мне всегда было интересно то, чем я занимаюсь. Это очень важно.