1 апреля 2021 Time
Обозреватель и инвестор Захари Карабелл (Zachary Karabell) рассуждает об устойчивости финансовых рынков.
"Пузыри", "пузыри" повсюду. Так полагает всё большее число экспертов на Уолл-стрит, поскольку наблюдаются высокие цены на всё: начиная от акций и заканчивая биткоинами, а также от новостроек до взлетевшей стоимости новых публичных компаний. Всё это явные признаки того, что финансовая система вновь находится на пороге нового экономического "пузыря", подобного тем "пузырям", которые лопнули в 2000 и 2008 годах. Легендарный инвестор-миллиардер Джереми Грэнтэм полагает, что последствия прокола нового "пузыря" будут куда серьёзнее. С высокой долей вероятности надвигающаяся рецессия будет конкурировать по своей силе с "Великой депрессией" 1929 года. В то же время, по словам главы крупнейшего в мире хедж-фонда Bridgewater Associates Рэй Далио, индикаторы указывают на то, что американский фондовый рынок еще не достиг уровня, наблюдавшегося непосредственно перед финансовыми "пузырями" 2000-го и 2008-2009-х годов, однако уже находится на опасно близком расстоянии. В связи с коррекцией на фондовом рынке США, наряду с лавиной распродаж акций многих крупных компаний, цены на которые выросли вдвое или больше за последний год пандемии, усиливаются сигналы в отношении того, что "пузырь" скоро лопнет.
Но так ли это на самом деле? Необходимо принять во внимание, что акции выросли в совокупности на 80% с момента их падения в первые недели пандемии в марте 2020 года. Курс биткоина вырос почти в пять раз. Акции Tesla взлетели почти в восемь раз. Рыночная капитализация компании Tesla превысила совокупный размер капитализации десяти мировых автопроизводителей. Безусловно, назревает вопрос о новом "пузыре" и помогут ли почти $20 трлн, которые правительства стран мира потратили на поддержку экономик, пострадавших от пандемии коронавируса? Также появился так называемый феномен SPAC (special purpose acquisition company) - специализированные компании по слияниям и поглощениям, которые не имеют никаких активов, кроме денежной ликвидности, и не ведут операционной деятельности. Феномен SPAC представляет собой сложный механизм для вывода частных компаний на рынок и вызывает многомиллиардное нездоровое безумие. "Даже у бывшего баскетболиста Шакила О`Нила есть SPAC компании. Что же может пойти не так?", - пошутил недавно один экономист, изучающий финансовые "пузыри".
Однако, сам по себе рост стоимости активов не является признаком "пузыря". После краха "пузыря" доткомов в 2000 году охота за "пузырями" превратилась в нечто надуманное. Если у вас есть какие-либо сомнения в правдивости этого утверждения, просто взгляните на поисковый онлайн-сервис Google Ngram, который отслеживает с течением времени все вводимые в поиске слова. Использование таких терминов, как "биржевой пузырь" и "пузырь фондового рынка" резко возросло после 2000 года, достигнув своего пика в 2005 году, а затем немного снизилось, но подобные термины по-прежнему используются довольно часто, чего не наблюдалось до 2000 года. Предсказание "пузырей", их прогнозирование и предупреждение о них фактически само превратилось в "пузырь", означающий, что почти все эти прогнозы были ошибочными.
Примерно год назад в это же самое время я предупреждал, что американским рынкам предстоит резкая коррекция и что появление COVID-19 было более чем веской причиной для этого. Ситуация на американском рынке была намного хуже, прежде чем изменилась к лучшему, но с тех пор она значительно улучшилась, вопреки ожиданиям. Увеличился разрыв между теми, кто преуспел в экономике, используя платформу Zoom, и теми, кто пострадал от пандемии. Увеличился и без того большой разрыв между капиталом и рабочей силой. Все эти реалии оказали влияние и на фондовый рынок: за год пандемии акции технологических компаний выросли в четыре раза по сравнению с акциями энергетических компаний и производителей потребительских товаров. Контраст стал ещё более заметным, если сравнивать обанкротившиеся розничные сети, такие как Nieman Marcus, с такими суперзвездами онлайн-торговли, как Etsy, Farfetch и, конечно же, Amazon.
Последние несколько недель прошли на фоне бурных распродаж и высокой волатильности на американском фондовом рынке. Индексы Nasdaq и S&P 500 снизились, растеряв весь потенциал, накопленный за год. Это привело к тому, что изрядная доля "медведей" на фондовом рынке начала предсказывать самое худшее развитие событий со словами "я же вам говорил". Но распродажи на американском фондовом рынке, как это часто бывает, были вызваны не внезапным ухудшением фундаментальных показателей компаний, а изменением прогнозных значений, связанных с повышением процентных ставок. Распродажи акций произошли вовсе не из-за негативных экономических новостей и прогнозов, а, наоборот, на фоне обнадеживающей информации. Сообщалось, что пандемия скоро останется в прошлом и дополнительные триллионы федеральных расходов поддержат даже тех, кто оказался в тяжёлом финансовом положении, и что потребители после окончания пандемии начнут тратить намного больше, подстегивая тем самым потребительские цены и инфляцию.
Тем не менее, существуют веские основания сомневаться в том, что всё это предвещает то, что "пузырь" может скоро лопнуть. Во-первых, даже если "охотники за пузырями" в чём-то правы, нужно время на развитие событий. Если бы вы последовали совету бывшего председателя Федеральной резервной системы США Алана Гринспена, предупредившего в 1998 году об "иррациональном изобилии", и продали бы свои акции, вы бы лишились огромной прибыли.
Термин "пузырь" подразумевает под собой "спекулятивный пузырь", но в данный момент - это неочевидно. Таких "пузырей" может быть огромное множество в компаниях SPAC бывшего баскетболиста Шакила О`Нила, хотя, честно говоря, Шакил О`Нил управляет своими инвестициями лучше, чем большинство из нас. Возможно, недавнее безумие вокруг акций Gamestop также послужило сигналом надувания "пузыря". На американском фондовом рынке торгуются акции примерно 4000 компаний, подавляющее большинство из которых представляют собой "сливки капитализма". Даже для самых спекулятивных акций прогнозируется значительный рост доходов у компаний, несмотря на то, что в текущий момент компании терпят убытки. Оценочная стоимость акций - отчасти игра. Акции подобно раритетной игровой приставке Sony Play Station стоят той суммы, которую инвесторы готовы заплатить. Большинство компаний, присутствующих на рынке, растут куда более быстрыми темпами, чем экономика любой страны, и, если вы хотите, чтобы ваши инвестиции приносили прибыль, необходимо инвестировать в преуспевающие, бурно развивающиеся компании, а не в государственные облигации, доходность которых едва покрывает инфляцию.
Последняя причина, по которой стоит скептически относиться к мании надувания "пузырей" буквально повсюду, заключается в том, что очень многие инвесторы уверены, что "пузырь" скоро лопнет просто потому, что акции выросли в цене. Скептицизм, не говоря уже о пессимизме, почти прямо противоположен эйфории. Даже богатые обычно откладывают на черный день большие суммы средств, что само по себе является признаком неуверенности. При этом среднестатистические американцы откладывают свои сбережения, как будто надвигается "Великая депрессия", просто потому что многим так показалось. В то же время инвесторы с высоким уровнем дохода, которые являются основным драйвером для американских рынков, также стали чаще откладывать свои сбережения. На накопительных счетах в банках было размещено $2 трлн, в результате чего общая сумма накоплений превысила $5 трлн, что больше, чем во время Великой рецессии в 2009 году. Нет никаких гарантий, что эти средства будут инвестированы, но тот факт, что многие американцы откладывают столь значительные суммы, является признаком отнюдь не эйфории, а мерой предосторожности.
Наконец, за последние несколько лет мы наблюдали лавинные распродажи на американском фондовом рынке, которые сравнимы с проколом "мини-пузырей". Высокодоходные бумаги компании Tesla, котирующиеся на бирже, взлетели в 2020 году, а затем мы наблюдали резкое падение акций всего за несколько недель с рекордной отметки выше $900 до уровня ниже $650. Акции компании Peloton упали с уровня $150 до отметки в $105. Чаще всего за короткий промежуток времени цены на акции колеблются в пределах 20-30%. В результате мы наблюдаем непрерывный процесс надувания и прокола "мини-пузырей", что не укладывается в устоявшуюся концепцию о высокой рыночной волатильности. За последнее время ряд высокодоходных акций, таких как акции Zillow (во время пандемии казалось, что все начали покупать недвижимость онлайн) и акции Peloton, потеряли в цене более 30%, и это были не единственные бумаги. Акции Apple и Amazon упали почти на 20% по сравнению с пиком в начале февраля. Если бы вы купили акции данных компаний несколько недель назад, вы наверняка бы почувствовали, как лопаются "пузыри", хотя общие биржевые индексы упали всего на несколько пунктов.
Возможно, к тому времени, когда вы прочтете эту статью, ситуация изменится. Не исключается, что все может измениться уже на следующий день после того, как вы прочтете эту статью. Однако фантастическая устойчивость финансовых рынков в немного неподходящее для этого время вряд ли сильно изменится в обозримом будущем. Это, вероятно, расстроит тех, кто следит за финансовыми "пузырями" и поставит в тупик тех, кто заметил усилившийся разрыв между капиталом и рабочей силой. Но пока единственный очевидный "пузырь", присутствующий на американских рынках - это огромное количество экспертов, предсказывающих, что "пузыри" вот-вот лопнут. Вначале сделайте ставку на провал их прогнозов, прежде чем делать ставку на обвал фондового рынка.
"Пузыри", "пузыри" повсюду. Так полагает всё большее число экспертов на Уолл-стрит, поскольку наблюдаются высокие цены на всё: начиная от акций и заканчивая биткоинами, а также от новостроек до взлетевшей стоимости новых публичных компаний. Всё это явные признаки того, что финансовая система вновь находится на пороге нового экономического "пузыря", подобного тем "пузырям", которые лопнули в 2000 и 2008 годах. Легендарный инвестор-миллиардер Джереми Грэнтэм полагает, что последствия прокола нового "пузыря" будут куда серьёзнее. С высокой долей вероятности надвигающаяся рецессия будет конкурировать по своей силе с "Великой депрессией" 1929 года. В то же время, по словам главы крупнейшего в мире хедж-фонда Bridgewater Associates Рэй Далио, индикаторы указывают на то, что американский фондовый рынок еще не достиг уровня, наблюдавшегося непосредственно перед финансовыми "пузырями" 2000-го и 2008-2009-х годов, однако уже находится на опасно близком расстоянии. В связи с коррекцией на фондовом рынке США, наряду с лавиной распродаж акций многих крупных компаний, цены на которые выросли вдвое или больше за последний год пандемии, усиливаются сигналы в отношении того, что "пузырь" скоро лопнет.
Но так ли это на самом деле? Необходимо принять во внимание, что акции выросли в совокупности на 80% с момента их падения в первые недели пандемии в марте 2020 года. Курс биткоина вырос почти в пять раз. Акции Tesla взлетели почти в восемь раз. Рыночная капитализация компании Tesla превысила совокупный размер капитализации десяти мировых автопроизводителей. Безусловно, назревает вопрос о новом "пузыре" и помогут ли почти $20 трлн, которые правительства стран мира потратили на поддержку экономик, пострадавших от пандемии коронавируса? Также появился так называемый феномен SPAC (special purpose acquisition company) - специализированные компании по слияниям и поглощениям, которые не имеют никаких активов, кроме денежной ликвидности, и не ведут операционной деятельности. Феномен SPAC представляет собой сложный механизм для вывода частных компаний на рынок и вызывает многомиллиардное нездоровое безумие. "Даже у бывшего баскетболиста Шакила О`Нила есть SPAC компании. Что же может пойти не так?", - пошутил недавно один экономист, изучающий финансовые "пузыри".
Однако, сам по себе рост стоимости активов не является признаком "пузыря". После краха "пузыря" доткомов в 2000 году охота за "пузырями" превратилась в нечто надуманное. Если у вас есть какие-либо сомнения в правдивости этого утверждения, просто взгляните на поисковый онлайн-сервис Google Ngram, который отслеживает с течением времени все вводимые в поиске слова. Использование таких терминов, как "биржевой пузырь" и "пузырь фондового рынка" резко возросло после 2000 года, достигнув своего пика в 2005 году, а затем немного снизилось, но подобные термины по-прежнему используются довольно часто, чего не наблюдалось до 2000 года. Предсказание "пузырей", их прогнозирование и предупреждение о них фактически само превратилось в "пузырь", означающий, что почти все эти прогнозы были ошибочными.
Примерно год назад в это же самое время я предупреждал, что американским рынкам предстоит резкая коррекция и что появление COVID-19 было более чем веской причиной для этого. Ситуация на американском рынке была намного хуже, прежде чем изменилась к лучшему, но с тех пор она значительно улучшилась, вопреки ожиданиям. Увеличился разрыв между теми, кто преуспел в экономике, используя платформу Zoom, и теми, кто пострадал от пандемии. Увеличился и без того большой разрыв между капиталом и рабочей силой. Все эти реалии оказали влияние и на фондовый рынок: за год пандемии акции технологических компаний выросли в четыре раза по сравнению с акциями энергетических компаний и производителей потребительских товаров. Контраст стал ещё более заметным, если сравнивать обанкротившиеся розничные сети, такие как Nieman Marcus, с такими суперзвездами онлайн-торговли, как Etsy, Farfetch и, конечно же, Amazon.
Последние несколько недель прошли на фоне бурных распродаж и высокой волатильности на американском фондовом рынке. Индексы Nasdaq и S&P 500 снизились, растеряв весь потенциал, накопленный за год. Это привело к тому, что изрядная доля "медведей" на фондовом рынке начала предсказывать самое худшее развитие событий со словами "я же вам говорил". Но распродажи на американском фондовом рынке, как это часто бывает, были вызваны не внезапным ухудшением фундаментальных показателей компаний, а изменением прогнозных значений, связанных с повышением процентных ставок. Распродажи акций произошли вовсе не из-за негативных экономических новостей и прогнозов, а, наоборот, на фоне обнадеживающей информации. Сообщалось, что пандемия скоро останется в прошлом и дополнительные триллионы федеральных расходов поддержат даже тех, кто оказался в тяжёлом финансовом положении, и что потребители после окончания пандемии начнут тратить намного больше, подстегивая тем самым потребительские цены и инфляцию.
Тем не менее, существуют веские основания сомневаться в том, что всё это предвещает то, что "пузырь" может скоро лопнуть. Во-первых, даже если "охотники за пузырями" в чём-то правы, нужно время на развитие событий. Если бы вы последовали совету бывшего председателя Федеральной резервной системы США Алана Гринспена, предупредившего в 1998 году об "иррациональном изобилии", и продали бы свои акции, вы бы лишились огромной прибыли.
Термин "пузырь" подразумевает под собой "спекулятивный пузырь", но в данный момент - это неочевидно. Таких "пузырей" может быть огромное множество в компаниях SPAC бывшего баскетболиста Шакила О`Нила, хотя, честно говоря, Шакил О`Нил управляет своими инвестициями лучше, чем большинство из нас. Возможно, недавнее безумие вокруг акций Gamestop также послужило сигналом надувания "пузыря". На американском фондовом рынке торгуются акции примерно 4000 компаний, подавляющее большинство из которых представляют собой "сливки капитализма". Даже для самых спекулятивных акций прогнозируется значительный рост доходов у компаний, несмотря на то, что в текущий момент компании терпят убытки. Оценочная стоимость акций - отчасти игра. Акции подобно раритетной игровой приставке Sony Play Station стоят той суммы, которую инвесторы готовы заплатить. Большинство компаний, присутствующих на рынке, растут куда более быстрыми темпами, чем экономика любой страны, и, если вы хотите, чтобы ваши инвестиции приносили прибыль, необходимо инвестировать в преуспевающие, бурно развивающиеся компании, а не в государственные облигации, доходность которых едва покрывает инфляцию.
Последняя причина, по которой стоит скептически относиться к мании надувания "пузырей" буквально повсюду, заключается в том, что очень многие инвесторы уверены, что "пузырь" скоро лопнет просто потому, что акции выросли в цене. Скептицизм, не говоря уже о пессимизме, почти прямо противоположен эйфории. Даже богатые обычно откладывают на черный день большие суммы средств, что само по себе является признаком неуверенности. При этом среднестатистические американцы откладывают свои сбережения, как будто надвигается "Великая депрессия", просто потому что многим так показалось. В то же время инвесторы с высоким уровнем дохода, которые являются основным драйвером для американских рынков, также стали чаще откладывать свои сбережения. На накопительных счетах в банках было размещено $2 трлн, в результате чего общая сумма накоплений превысила $5 трлн, что больше, чем во время Великой рецессии в 2009 году. Нет никаких гарантий, что эти средства будут инвестированы, но тот факт, что многие американцы откладывают столь значительные суммы, является признаком отнюдь не эйфории, а мерой предосторожности.
Наконец, за последние несколько лет мы наблюдали лавинные распродажи на американском фондовом рынке, которые сравнимы с проколом "мини-пузырей". Высокодоходные бумаги компании Tesla, котирующиеся на бирже, взлетели в 2020 году, а затем мы наблюдали резкое падение акций всего за несколько недель с рекордной отметки выше $900 до уровня ниже $650. Акции компании Peloton упали с уровня $150 до отметки в $105. Чаще всего за короткий промежуток времени цены на акции колеблются в пределах 20-30%. В результате мы наблюдаем непрерывный процесс надувания и прокола "мини-пузырей", что не укладывается в устоявшуюся концепцию о высокой рыночной волатильности. За последнее время ряд высокодоходных акций, таких как акции Zillow (во время пандемии казалось, что все начали покупать недвижимость онлайн) и акции Peloton, потеряли в цене более 30%, и это были не единственные бумаги. Акции Apple и Amazon упали почти на 20% по сравнению с пиком в начале февраля. Если бы вы купили акции данных компаний несколько недель назад, вы наверняка бы почувствовали, как лопаются "пузыри", хотя общие биржевые индексы упали всего на несколько пунктов.
Возможно, к тому времени, когда вы прочтете эту статью, ситуация изменится. Не исключается, что все может измениться уже на следующий день после того, как вы прочтете эту статью. Однако фантастическая устойчивость финансовых рынков в немного неподходящее для этого время вряд ли сильно изменится в обозримом будущем. Это, вероятно, расстроит тех, кто следит за финансовыми "пузырями" и поставит в тупик тех, кто заметил усилившийся разрыв между капиталом и рабочей силой. Но пока единственный очевидный "пузырь", присутствующий на американских рынках - это огромное количество экспертов, предсказывающих, что "пузыри" вот-вот лопнут. Вначале сделайте ставку на провал их прогнозов, прежде чем делать ставку на обвал фондового рынка.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба