10 марта 2025 CNBC
Китайское руководство взяло на себя сложную задачу, установив амбициозный целевой показатель роста в этом году, но Пекину, возможно, понадобятся мощные стимулы для достижения этой цели, считают экономисты.
Китай в среду сохранил свой целевой показатель роста ВВП на уровне “около 5%” на 2025 год, которого, как ожидается, будет трудно достичь, учитывая растущую напряженность в торговле с США и устойчиво слабое внутреннее потребление.
Хотя прямого упоминания о тарифной напряженности не было, премьер-министр Китая Ли Цян заявил в своей речи на первом пленарном заседании ежегодного Парламентского собрания, что страна сталкивается с внешними вызовами, которые “невиданны в течение столетия [и] разворачиваются по всему миру более быстрыми темпами”.
Президент США Дональд Трамп всего за месяц ввел новые пошлины на китайский импорт в размере 20% и пригрозил, что в начале апреля их будет еще больше. Новое повышение тарифов негативно сказывается на экспорте Китая, который пока остается “светлым пятном” в условиях замедляющейся экономики.
На китайских чиновников оказывается все большее давление, чтобы они приняли более жесткие меры стимулирования для поддержки внутреннего потребления и жилищного сектора, одновременно снижая зависимость экономики от экспорта и инвестиций. В прошлом году экспорт обеспечил почти четверть ВВП Китая.
Политические цели, объявленные в отчете о работе правительства в среду, показали, что Пекин “будет использовать стимулы для компенсации тарифов, чтобы Китай мог вырасти примерно на 5% в 2025 году”, - сказал Ларри Ху, главный экономист Macquarie по Китаю, в своей заметке в среду.
По его словам, любые дополнительные меры, вероятно, будут приняты после того, как официальные лица оценят влияние тарифов на экономический рост. Ожидается, что в середине апреля страна опубликует официальные данные по ВВП за первый квартал, после чего в конце апреля состоится заседание Политбюро для обсуждения экономической политики.
Судя по историческим данным, Пекин “не может не достичь целевого показателя роста ВВП, но они также не хотят перевыполнять его”, - сказал Ху Цзиньтао.
“В Китае наиболее эффективной макроэкономической политикой является слияние денежно-кредитной, фискальной и жилищной политики... На двух заседаниях это практически не затрагивалось”, - отметил Ларри Ху, главный экономист Macquarie по Китаю.
После двух лет почти нулевого роста потребительских цен Пекин снизил целевой показатель годовой инфляции до “около 2%” — самого низкого уровня более чем за два десятилетия — с более чем 3% в предыдущие годы. Цены производителей снижались более двух лет.
Более низкий целевой показатель инфляции “указывает на степень официального признания текущей дефляционной ситуации”, - сказал Джулиан Эванс-Притчард, глава отдела экономики Китая в Capital Economics. Целевой показатель инфляции обычно служит скорее пределом, чем целью, которая должна быть достигнута.
“Политики не рассчитывают на существенный импульс рефляции в этом году”, - сказал он.
Недостаточное бюджетное стимулирование
Бюджетный пакет может оказаться недостаточным для стимулирования восстановления рефляции и предотвращения замедления роста в этом году, - сказал Эванс-Притчард.
Чтобы поддержать намеченный на этот год экономический рост, правительство пошло на редкое увеличение целевого показателя бюджетного дефицита до 4% ВВП по сравнению с 3% в прошлом году. В рамках пакета бюджетных средств Пекин планирует выпустить в этом году сверхдолгосрочные специальные казначейские облигации на сумму 1,3 трлн юаней ($179,5 млрд) по сравнению с 1 трлн юаней в 2024 году.
Они также позволили местным органам власти выпустить специальный долг на сумму 4,4 трлн юаней по сравнению с 3,9 трлн юаней, предназначенный для инвестиций в инфраструктуру, покупки земли и квартир у застройщиков, попавших в долговую яму, и обмена местными долгами.
По словам Эванса-Притчарда, общее увеличение дефицитных расходов, по оценкам, составит около 1,5% ВВП. Это меньше, чем в предыдущие циклы смягчения, когда китайское правительство увеличивало дефицитные расходы на 2% от ВВП в 2015 году и на 3,6% в 2020 году, отметил он.
По словам Эванса-Притчарда, стране необходим “более заметный сдвиг в государственных расходах в сторону увеличения потребления”, чтобы помочь экономике приблизиться к целевому показателю роста примерно на 5% в этом году.
Потребление и жилищный сектор снижаются
Китайские политики в этом году сделали акцент на стимулировании потребления в качестве главного приоритета, после того как в течение нескольких лет политика была направлена на стимулирование экономики за счет инвестиций в производственно-сбытовую инфраструктуру и производство.
С прошлого года Пекин стремится увеличить потребление, используя субсидии trade-in для стимулирования покупок отдельных товаров. В январе власти расширили программу trade-in, включив в нее смартфоны и другие бытовые приборы.
В рамках расширенного бюджетного пакета чиновники обязались выпустить дополнительные сверхдолгосрочные специальные государственные облигации на сумму 300 млрд юаней для поддержки субсидирования.
Тем не менее, “эта увеличенная сумма невелика в контексте экономики Китая в 135 трлн юаней”, - заявил в четверг Габриэль Вильдау, управляющий директор Teneo.
Стабилизация рынка жилья будет иметь решающее значение для поддержания внутреннего спроса, поскольку продолжительный спад цен на недвижимость снизил готовность потребителей тратить деньги. Ожидается, что власти Китая предпримут более решительные меры, чтобы помочь рынку недвижимости стабилизироваться.
“В Китае наиболее эффективной макроэкономической политикой является слияние денежно-кредитной, фискальной и жилищной политики, то есть финансирование бюджетных расходов на жилье за счет баланса [Народного банка Китая]”, - сказал Ху из Macquarie, но “на двух заседаниях это практически не затрагивалось”.
Последний рывок?
Китаю удалось достичь 5-процентного роста в 2024 году, благодаря запоздалым мерам стимулирования, принятым ближе к концу года, включая несколько снижений процентных ставок и пятилетний пакет поддерживающих мер на общую сумму 10 трлн юаней.
Политики поспешили принять целый ряд стимулирующих мер в сентябре прошлого года, когда экономика рисковала не достичь целевого показателя правительства в размере около 5%.
Экономисты ожидают, что Пекин может применить аналогичный подход в 2025 году и отложить принятие крупных стимулирующих мер до конца года, если экономический рост замедлится или напряженность в торговле еще больше усилится.
“В марте еще слишком рано для каких-либо серьезных мер стимулирования, поскольку политикам нужно больше времени, чтобы оценить реальное влияние торговой войны 2.0, - сказал Ху. - При необходимости, политики могут представить новые меры стимулирования позже в этом году, как они это делали в мае и сентябре прошлого года. Но пока они будут держать свои карты при себе”.
Китай, которому редко удавалось достичь намеченной цели роста, в последний раз не достиг ее в 2022 году, когда пандемия коронавируса привела к снижению темпов роста до 3%, что намного ниже целевого показателя в 5,5%.
Чиновники, подготовившие отчет о работе, сообщили прессе в среду, что для достижения целевого показателя в 5% ВВП потребуется “очень напряженная работа”, согласно переводу CNBC их заявления на китайский язык.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба