22 ноября 2013 Bloomberg
Тем не менее, большая часть заявления посвящена полному списку экономических и финансовых реформ. Акцент на это сделан преднамеренно: "Реформа экономической системы является ядром мер по углублению многосторонней реформы". Многие предложения повторяют многолетние рекомендации сторонников рынка внутри страны и за ее пределами. Заявление предполагает либерализацию финансового сектора Китая. Появятся новые частные банки, и будут проведены дальнейшие меры по переходу к гибкому валютному курсу, определяемым рынком процентным ставкам и конвертируемости счетов движения капитала. План подразумевает реформирование цен на воду, электроэнергию, транспортные средства и телекоммуникации. Фермеры получат новые права собственности, включая право наследования и возможность продавать доли собственной земли или использовать ее совместно. Система регистрации домохозяйства, которая контролирует переезд рабочих из деревни в город, будет упрощена (хотя ограничения миграции в крупнейшие города сохранятся).
План обещает обширную реформу государственных предприятий. Представление финансовой информации станет более открытым, а менеджеры получат больше ответственности. Такие предприятия будут открыты для конкуренции там, где это возможно. Смешанные формы государственной и частной собственности будут поощряться. Излишний контроль уйдет. Тем не менее, есть один нюанс, и он имеет огромное значение: "решение" остается, в основном, заявлением о намерении, а не декларацией определенных политических изменений. И по западным нормам руководство не спешит: план предусматривает достижение результатов к 2020 году. Претворение идей в жизнь затронет каждый уровень правительства и многочисленные пласты запутанной китайской бюрократии. Либерализация угрожает личным интересам и столкнется с сопротивлением. Хорошие результаты невозможно гарантировать. Еще одной причиной того, чтобы воздержаться от суждений, служит то, что партийное заявление, несомненно, предусматривает переход к более рыночной экономике, однако ее пока нельзя назвать обычной страной с обычной системой управления. Это заявление изобилует противоречиями, которые отсюда вытекают.
Наболевшие вопросы Китая
Коммунистическая партия недовольна тем, что она называет противоречиями, и непрерывно пытается их устранить, используя все более смелые решения, однако среди парадоксов, о которых она рассуждает, встречаются трудовые конфликты, уличные протесты и "критические ситуации в интернете". Растущее напряжение между государством и свободой, государством и рынком и однопартийным руководством страной и демократией практически не находит своего отражения в плане, не сопоставляется или не решается. В результате, даже с учетом трудностей перевода, заявление изобилует странными расхождениями: "Культурная реформа должна изменить социалистическую систему основных ценностей". С другой стороны: "Улучшить механизм выхода с рынка, чтобы стимулировать выживание наиболее подходящих". Карл Маркс встречается с Фридрихом Хайеком. Вероятно, для того чтобы гарантировать надежную передачу этих сбивающих с толку требований, сообщается следующее: "Регламентировать государственную систему раскрытия информации и стандартизировать профессиональную квалификацию журналистов". Это одновременно и радикальный документ в пользу реформ, и доказательство того, что Коммунистическая партия по-прежнему ничего не понимает. Изменения в политике одного ребенка идеально иллюстрируют эту проблему: план позволит парам, в которых один из родителей является единственным ребенком, иметь двоих детей.
Остальной мир может отпраздновать это как ослабление гнусного посягательства на свободу. Для Коммунистической партии это никогда и не было проблемой. Единственное, чего она хочет – оптимизировать правила в демографических целях. Китаю нужно больше детей, но не слишком много. (Это изменение стоит рядом с еще одной технократической уловкой: "Позволить врачам получить лицензию для работы более чем в одной больнице".) Несомненно, это шаг навстречу правам человека – в системе, которая до сих пор не понимает, что значит свобода. Мало кто решался предсказать, насколько сильный контроль над государственной властью сохранит китайская Коммунистическая партия, несмотря на то, что экономические реформы привели к самому впечатляющему экономическому росту, который когда-либо был известен. Как долго он продлится? По всей видимости, Си Цзиньпин намерен перейти к смелой, новой стадии экономических реформ, справедливо полагая, что это необходимо для развития невероятного подъема Китая. Но если судить по "решению", то политическая реформа, необходимая Китаю, пока не готова к тому, чтобы ее выносили на суд общественности.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу