Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Большинство в меньшинстве. Философия рынка » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Большинство в меньшинстве. Философия рынка

12 января 2017 smart-lab.ru
Это статья будет о рыночном понятие большинства и меньшинства. Мы очень часто видим в блогах, как люди бросаются фразами вроде «вот большинство покупает», значит надо продавать. Эти люди находятся во власти отдельных мифов о том что «большинство» на рынке всегда не право и т.д.

В своих видео где рассказывал какие книги лучше читать для того чтобы понимать рынок, я говорил о том, что начинать нужно с книжек по логике, диалектике и философии. К сожалению таким советам на самом деле следуют не многие отсюда часто происходит не понимание людьми диалектики данного вопроса, не понимание что же такое рыночное большинство и меньшинство на самом деле и т.д.

Для того чтобы раскрыть вопрос более ясно я попробую излагать так же простых примерах из социальной и политической жизни. Очень часто люди делятся в своём сознании в политике на условное «большинство» про которое ходит множество мифов и условное «меньшинство» про которое количество мифов ходит не меньшее. Для большинства как правило всё просто, политическая система находится во власти поддерживаемых ими сил и их всё устраивает, эти люди находятся в зоне психологического комфорта. На рынке аналогом этому служат люди которые стоят в данный момент по тренду и рынок несёт им какую то прибыль.

Люди представляющие меньшинство же, как правило не удовлетворены текущей ситуацией. Как правило они более агрессивны по отношению к своим оппонентам, более склонны видеть то что хочется вместо того что есть, подменять аргументы и т.д. это проявляется в политической и социальной жизни и психологическими причинами является именно асоциальность этих людей, порождающая различные обратно положительные дисфункциональные связи. Т.е. у всех этих внешне не очень хороших вещей есть вполне себе адекватные и объективные объяснения. В случае с рынком, это означает как правило повышенный уровень риска (агрессии) у тех кто стоит против тренда. Взаимодействие с рынком в данном случае проявляется как проекция социального взаимодействия на мой взгляд.

Большинство зачастую воспринимает меньшинство как отщепенцев. Меньшинство успокаивая себя считает себя «более продвинутыми». Что интересно это очень смахивает на то какое мнение у трендовиков и контркрендовиков друг о друге зачастую.

Чего не понимает основная часть и тех и других как правило, это того что нами правят случайности. В абсолютном большинстве случаев какой либо выбор человека делается под влиянием внешних обстоятельств которые зачастую являются случайными… Так многие становятся оппозиционерами или наоборот под влиянием комформизма, потому что попали в соответствующее окружение и уже в нём начали социализироваться. На кого то произвели впечатление отдельные источники информации и человек решил что он познал истину не подозревая что есть тысячи источников говорящих о противоположном. На кого то произвёл впечатление отдельный случай из жизни и т.д...

Т.е. условно говоря если мы посмотрим на средний уровень мышления, мы поймём что большинство в большинстве и большинство в меньшинстве практически не отличаются друг от друга по своему уровню. Т.е. человек который говорит что все покупают а я такой умный продаю, имеет шансов не больше чем среднестатистический лудоман. Поскольку он считает что нахождение его в некоем меньшинстве, которое к тому же зачастую бывает выдуманно им самим даёт человеку какое то преимущество… Точно так же в политике и жизни самые низкоинтеллектуальные сторонники меньшинства как правило очень нетерпимы и полны презрения к своим оппонентам и искренни считают в своём заблуждении что это ставит их на какую то ступеньку повыше в уровне мышления. Это особенно бросается в глаза из-за повышенного уровня социальной агрессии именно у этой описываемой группы. Такое отношение к другим людям или же рынку чаще всего и является признаком нахождения в большинстве «меньшинства», которое не отличается по сути от большинства «большинства».

Что здесь так же интересно, что на самом деле ошибки которые делают представители большей части как условного большинства, так и условного меньшинства по сути одинаковы. Но как правило для представителей меньшинства они «стоят» больше. Так в социальном отношении такие люди становятся в обществе зачастую изгоями, что повышает их уровень агрессии. На рынке такие люди зачастую стоят против рынка и это повышает их уровень рисков.

Все мы знаем случаи когда люди скажем шортят сильный растущий тренд по пол года, искренне считая что они правы и именно так делать и надо, как правило такие люди не могут сознать своих ошибок из-за повышенной социальной агрессии и своей проекции её на рынок. Т.е. чаще всего такие люди ошибаются в точке входа начиная шортить/покупать слишком рано. И это наибанальнейшие представители большинства в меньшинстве на рынке. Такие люди зачастую встают против идущего против них рынка достаточно постоянно, наприме ршортя практически каждый новый хай и зачастую передерживают убыточные позиции на нём, это обусловленно их стремлением нахождения в зоне психологического комфорта в их случае это надежда на прибыль/возвращение убытков, второй тип надежды при этом случается гораздо чаще.

Представитель большинства в большинства совершают на самом деле как правило ту же самую ошибку, но являющуюся «другой стороной медали». Эти люди стоят по тренду. Но зачастую они не открывают позицию не во время а закрывают её не во время, когда цена уже слишком далеко откатывает от максимальных значений например. Т.е. они точно так же стремятся находиться в зоне психологического комфорта в надежде на тренд как можно большее количество времени, как правило передерживая позиции, что зачастую ведёт если не к убыткам как у предыдущей группы, то к потере значительной части прибыли. Это на самом деле менее опасный способ торговли.

Следующие две группы относятся скорее к «Элитным» и самым малочисленным. Первая из них это меньшинство в меньшинстве… Например в политике это не какой то размытый «креативный класс» куда относят ну например офисных работников не видящих в своей жизни ничего кроме своего офиса днём и условного футбола по вечерам, это как правило оппозиционные «эксперты», интеллигенция, лидеры политических движений. При чём в большинстве случаев эти люди осознают все проблемы своих социальных или политических позиций, но широким массам своих сторонников ради «пользы дела» они как правило вынуждены говорить совсем другие вещи. Ярким примерам здесь могут служить лидеры условно оппозиционных партий которые осознают эту самую условность но при этом играют свою роль в системе ради получения личной выгоды. так же есть настоящие лидеры отстаивающие свои убеждения, эти люди чаще всего знают что говорят, молчат когда говорить не надо и как правило с уважением относятся к своим оппонентам (В этом месте просьба не путать лидеров в условными горлопанами громче всех кричащими, это несколько разные вещи)....

Какое подобие этих эффектов мы видим на фондовом рынке? Как правило это настоящие контртрендовики. Такие люди не шортят каждый новый хай. Они подолгу могут оставаться на заборе и пока тренд идёт против них как правило молча ждут своего удобного случая. Самое главное отличие эти люди умеют признавать свои ошибки и это видно как по поведению людей в жизни так и по их поведению на рынке, как правило уважительное отношение к другим людям проецируется на уважительное отношение к рынку, в купе с признанием ошибок же это ведёт к очень быстрой фиксации лосей и позволяет забирать профита гораздо больше чем приносят те самые урезанные лоси.

Ну и наконец последняя условная группа это меньшинство в большинстве. Как правило это те люди которые по уровню мышления превосходят общую массу «большинства», и которые делают осознанный выбор в пользу максимальной эффективности своей личной позиции. Это такие же эксперты, учёные и т.д. как и меньшинство меньшинства… При чём зачастую наблюдаются такие эффекты как человек не согласен с позицией большинства в принципе, но ради достижения какой то конкретной цели или совершения конкретного дела человек вступает на сторону дающую наибольшее количество возможностей… При этом эти люди зачастую не испытывают достаточных иллюзий и если большинство перестаёт быть большинством они достаточно часто меняют свои позиции. Какие то новые социальные тренды же они стараются возглавить.

На рынке это как правило трендовики. При чём эти люди не спорят с рынком, даже если им не нравится позиция этого самого рынка. Они как правило присоединяются к движению и во время фиксируют профит или убыток когда движение закончилось или же пошло не туда… Но что самое интересное зачастую это те самые люди которые умеют не просто присоединяться к движению а предугадывать его. Т.е. именно у этих людей зачастую получается покупать на лоях или продавать на хаях достаточно долго удерживая позицию после этого. Таких людей на самом деле меньше всего....

Как правило именно такие люди будучи незначительным меньшинством и творят историю как в политике или общественной нашей жизни так и на рынке.

По уровню развития мышления описанные группы можно было бы распределить следующим образом по убыванию этого самого уровня:

1. Меньшинство в большинстве.
2. Меньшинство в меньшинстве.
3. Большинство в большинстве.
4. Большинство в меньшинстве.

Теперь что нужно понимать… Что по мере развития мышления и в силу жизненных обстоятельств человек зачастую меняет собственные взгляды и принадлежность к таким группам как в общественной жизни так и на рынке. И находиться то в одной из них то в другой, это нормально. Большинство людей в течении своей жизни как правило побывает в нескольких.

Так же нужно понимать, что поведение человека на рынке является всего лишь проекцией его социальной позиции а не её прямым следствием. Т.е. будучи политически или социально в одной группе, на рынке человек может быть совсем в другой. Это всё определяется зачастую внешними обстоятельствами.

К чему я собственно всё это написал. Пара выводов:

1. Чем больше изучаю рыночную психологию тем больше убеждаюсь что на неё очень сильно влияет социализация человека и психологические особенности именно ей заложенные. При этом рынок зачастую проецируется сознанием именно как социальное явление.

2. Если вы гордо вдруг считаете как пример, что все вокруг покупают/продают а вы самый умный и зашортите/купите потому что вы в меньшинстве. Задумайтесь а в какой собственно части этого самого «меньшинства» вы находитесь… Да и нужно ли там находиться в принципе.