4 июля 2017 Архив
Преемники Бена Бернанке в Федрезерве и другие руководители глобальных центробанков все еще не схватывают суть происходящего.
Фальсифицированные долгом цены не обеспечивают макроэкономической стабильности. Циклы безрассудного кредитного расширения в конечном счете заканчиваются коллапсами в результате дефолтов заемщиков. И мы видим, как этот сценарий разворачивается в автомобильном секторе, особенно теперь, когда каждый, кто подавал признаки жизни, уже приобрел машину в лизинг или с помощью автокредита.
Если текущая ситуация напоминает вам катастрофу, случившуюся несколько лет назад в секторе ипотечного сабпрайм кредитования, то ваша мысль развивается в правильном направлении.
Таким образом, приближающийся коллапс будет еще более болезненным в виду внезапного драматического сокращения объемов кредитования в отчет на увеличивающиеся как снежный ком убытки займодавцев.
Как же мы попали в такую ситуацию?
Давайте сперва взглянем на Фед. Его безрассудные действия, направленные на запуск рефляционного цикла в ответ на Великую Рецессию, привели к тому, что автокредитование и продажи и производство автомобилей резко подскочили, начиная с первых месяцев 2010 года.
Соответственно, этот рефляционный цикл оказал очень сильное воздействие на темп прироста американского промышленного выпуска. И этот рефляционный цикл очень масштабно исказил экономику.
Объем производства автомобилей на 15% превысил свои прошлые пики и оказался на 130% больше, чем значения этого показателя по состоянию на начало 2010 года. Но в целом цифры промышленного производства в Америке теперь не выше, чем они были осенью 2007 года. Реальное производство в большинстве секторов экономики США в значительной степени сократилось.
И это означает, что, если вы из американского промышленного сектора вычтете автомобильную отрасль, то вы увидите, что индустриальная часть экономики США топталась на одном месте в течение целого десятилетия.
Таким образом, динамика развития авто индустрии отразила искажающий эффект центрального монетарного планирования.
Но реальная проблема заключается в том, что циклы бумов и крахов, вызываемые центральным монетарным планированием, делают бизнес циклы на Мейн Стрит более нестабильными. И это означает, что следующий крах автомобильной отрасли будет очень масштабным.
Это также означает, что слабая динамика роста розничных продаж и ВВП в последние 7 лет была искусственно подкреплена быстрым и неустойчивым подскоком автомобильного сектора. Но теперь эта история закончилась.
И то, что я называю Кармагеддоном, вскоре распространится метастазами по всей экономике.
Обратите внимание, что анализ кредитных рисков в автомобильном секторе был сфокусирован на залоговой стоимости транспортного средства, а не на надежности заемщика.
Соответственно, когда цены автомобилей резко снижаются, убытки по дефолтам резко вырастают. Во время последнего цикла цены на подержанные автомобили показали свои пики в начале 2006 года, а затем упали на 25% к 2009 году. Общий объем непогашенных автокредитов в тот момент также обрушился.
И сегодня, после топтания на одном месте цены подержанных автомобилей начали резко снижаться. В апреле, например, цены большинства классов подержанных автомобилей ушли в крутое пике. Индекс J.D. Power снизился на 13%. Нужно ли говорить, что теперь падение цен подержанных автомобилей только ускоряется.
Но им предстоит еще далекий путь вниз в результате растущего прилива на рынок подержанных авто с истекшими сроками лизинга и автокредитов.
Оглядываясь на прошлый кредитный цикл, мы видим, что крах продаж новых автомобилей, начавшийся в 2007 году, привел к резкому сокращению количества автомобилей в лизинге. Соответственно, количество подержанных автомобилей, выставленных на продажу, достигло локальных низов в 13 млн. штук в период с 2011 по 2013 годы. Ограниченное предложение, очевидно, поспособствовало резкому отскоку цен на вторичном автомобильном рынке.
Бум продаж новых автомобилей, случившийся после 2010 года, теперь ответственен за рекордное цунами подержанных автомобилей, попадающих на рынок. Ожидается, что в период 2016-2018 годов около 21 млн. подержанных авто будут выставлены на продажу.
Этот 62% подскок, очевидно, оказывает негативное воздействие на цены подержанных авто.
Немедленный негативный эффект от снижающихся цен подержанных автомобилей конечно же связан с резким сокращением стоимости лизинговых портфелей. И это, в свою очередь, не только отражается в виде убытков владельцев этих портфелей, но и приводит к тому, что месячные платежи по новым договорам лизинга резко вырастают.
В прошлом кредитном цикле объем лизинговых кредитов сократился на 45% со своих пиков. Но теперь, когда в прошлом году был установлен исторический рекорд в 4,3 млн. автомобилей, проданных по лизинговым договорам, объемы таких кредитов могут сократиться на 70% в ближайшие годы.
Более 30% продаж новых автомобилей в 2016 году были оформлены через договоры лизинга. И количество автомобилей в размере 4,3 млн. штук, реализованных по договорам лизинга в прошлом году, вдвое превышает пики этого показателя в 2007 году и вчетверо – самые низкие значения 2009 года.
Неминуемый обвал цен подержанных автомобилей нанесет еще более тяжелый ущерб рынку автокредитования.
Это означает, что еще больше увеличится доля автокредитов “под водой,” потому что автомобили теряют в стоимости быстрее, чем происходит погашение кредита, взятого на их покупку. Растущая пропасть между стоимостью автомобилей и остатка кредита по ним приведет к масштабным убыткам займодавцев в период предстоящей последней стадии цикла.
Взрывной рост сабпрайм автокредитования стал возможен в результате установления Федом ультранизких процентных ставок, в виду чего на рынке случилась гонка за доходностью. Большая часть прироста сабпрайм кредитования на $100 млрд. была профинансирована рынком мусорных облигаций.
Непрочность основы, на которой расположилась долговая пирамида, подпирающая авторынок, абсолютно очевидна. Авто сектор – это лучший пример того, к чему приводит процветание, основанное на накоплении долгов. Этот рынок прекрасно описывает, как липовое процветание, порожденное Федрезервом, усиливает – а может и создает – циклы бумов и крахов.
Учтите, что почти треть автомобилей, участвующих в программах трейд-ин, имеют отрицательную стоимость относительно невыплаченных по ним кредитов.
Это означает, что потенциальному покупателю нового автомобиля, у которого возникла такая ситуация с прежним авто, теперь необходимо находить дополнительные средства, чтобы оплатить старый автокредит.
Более того, общий объем непогашенных сабпрайм автокредитов теперь в 3 раза выше, чем он был накануне финансового кризиса 2008 года. Таким образом, предстоящая коррекция рынка автокредитования совершенно точно окажется более глубокой, чем в прошлый раз.
И момент расплаты быстро и неумолимо приближается. Цикл снижающегося объема подержанных автомобилей, попадающих на рынок, и растущих цен на них исчерпал себя. Фактически, просрочки по автокредитам резко растут в течение нескольких последних кварталов.
Оставшаяся подпорка так называемого экономического восстановления разваливается на наших глазах, поскольку каждый, кто подавал признаки жизни, уже приобрел машину в кредит.
Даже Morgan Stanley ожидает серьезного обрушения цен подержанных автомобилей. А значит буму в автоиндустрии, вызванному бумом в секторе автокредитования, пришел конец, поскольку вся эта конструкция основана на растущих ценах подержанных автомобилей, которые выступают в качестве залогов для автокредитов и лизинговых договоров.
Реальность заключается в том, что бум в автоиндустрии на деле оказался раздуванием долгового пузыря, который теперь должен лопнуть.
Взрывное долговое расширение, описанное выше, – с $800 млрд. на дне 2010 года до более, чем $1,5 трлн. на сегодняшний день – оказалось возможным только в условиях инфляции цен активов.
Но теперь, когда цены подержанных автомобилей устремились вниз, последняя попытка “занять и потратить” на стоянках автодилеров выдохлась. Именно поэтому Morgan Stanley прогнозирует огромный спад продаж новых автомобилей.
Если вы добавите к падающим продажам авто продолжающийся Армагеддон в ритейле и пики добычи сланцевой нефти при цене последней в $50 за баррель, то вы поймете, что от экономического восстановления остались одни лишь воспоминания.
Фактически, мы вновь пришли к нашей страшной реальности, с описания которой я начал эту статью. А именно, никакого реального экономического восстановления в промышленном секторе США не было. Промышленное производство в Америке по состоянию на прошлый месяц было все еще ниже значений сентября 2007 года. А теперь крах автокредитования, продаж и производства автомобилей значительно понизит его.
Не слишком то все это вписывается в картину “Великого успокоения.” Монетарное центральное планирование вредно в принципе, и оно не работает на практике.
Разворачивающийся Кармагеддон – лучшее тому доказательство.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу