Что ждёт рынок облигаций: жесткая ребалансировка и возможные дефолты » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Что ждёт рынок облигаций: жесткая ребалансировка и возможные дефолты

25 марта 2022 pravda.ru | ОФЗ

ПОСТ ДЛЯ ТЕХ, КТО ИНТЕРЕСУЕТСЯ ОБЛИГАЦИЯМИ

Торги в разных секциях Мосбиржи постепенно перезапускаются. Сперва ОФЗ, затем топовые акции. В обозримой перспективе придет очередь корпоративных облигаций.

Наверняка у многих читателей есть в портфеле облиги. Я, как управляющий облигационными портфелями, хочу поделиться с вами своими мыслями относительно тех возможностей, а также рисков, с которыми скоро нам всем предстоит столкнуться.

🔷Новые реалии. Все мы понимаем, что российская экономика и российский финансовый рынок за прошедший месяц претерпели просто тектонические изменения. Компании и отрасли, кредитные риски которых еще месяц назад не вызывали каких-то значимых опасений, сейчас могут оказаться на грани банкротства.

Поэтому надо быть морально и физически готовым к двум вещам: ДЕФОЛТАМ, которые на рынке участятся. И РЕБАЛАНСИРОВКЕ, причем кровавой ребалансировке, когда придется продавать бумаги с существенным убытком относительно цен покупки. Как раз с тем, чтобы дефолты случились не в вашем портфеле, или, хотя бы, понизить этот риск.

❌Дальше я поделюсь своими мыслями насчет некоторых компаний и отраслей, ситуация для которых может значительно ухудшиться в новых обстоятельствах.

1) ВысокоДоходные Облигации (ВДО). Сам я в расплодившиеся ВДО-выпуски не инвестировал и всегда говорил: бизнес-модели этих компаний не предполагают погашения долгов НИКОГДА. Только роллирование. Роллироваться можно бесконечно долго пока обслуживаешь долг, и в экономике все стабильно. В России стабильно не бывает, а под купон 25%+ привлекать деньги мало кто сможет. И понимая это, мало кто даст деньги ВДО-эмитенту под эти ставки. Так что ВДОшки с короткими сроками погашения под большим риском.

2) Застройщики. Тут двоякая ситуация. С одной стороны, в каждый кризис ложится какой-нибудь более-менее крупный застройщик. Кого-то спасают, кого-то нет. Мало кто помнит, но, например, в 2008 г. фактически дефолтнула Группа ПИК. Компания не смогла обслуживать банковский долг. Долги были реструктурированы, а основатели потеряли контроль над ней. В 2015 обанкротился СУ-155 с несколькими выпусками облигаций на бирже. Сейчас в силу того, что страна закрывается и внутренние бизнес-процессы очень важно активизировать, строители будут получать поддержку. О некоторых мерах уже объявлено – это прежде всего компенсация части процентной ставки по кредитам. Но все равно многие будут испытывать сложности. Мой взгляд такой:
А) Ограничить удельную долю компаний сектора в портфеле лучше в 10%, максимум в 15%.
Б) Избегать инвестиций в облигации тех застройщиков, у кого в структуре долга превалируют обеспеченные банковские кредиты. Облигации для таких компаний фактически субординированы относительно банковского долга. Например, у Брусники, G-Group, Пионера очень много обеспеченного банковского долга. Но если компания фондируется только через облигации – это тоже не сильно хорошо. Так, к примеру, у Сэтла. Лучше всего сбалансирована структура долга на мой взгляд у ЛСР.
В) Ну и в целом опыт 2008 года подсказывает, что у маленьких застройщиков шансов меньше просто в силу того, что их никто не будет спасать. Крупняк спасти поручат какому-нибудь условному ВТБ. Не факт, что обойдется без рестракта по облигам, но это лучше, чем ноль.

3) Лизинг. Я всегда с изрядным скепсисом относился к этому сектору, но инвестировал в ГТЛК и Европлан.
ГТЛК – сложная история. Треть лизингового портфеля – самолеты (в основном для Аэрофлота), в т.ч. иномарки. Как и куда на них будет летать Аэрофлот - неясно. Треть – вагоны для разных операторов. Многие контракты предполагают плавающую ставку КС+маржа. Для некоторых ж/д операторов это может оказаться неподъемным. Что будет ГТЛК делать с вагонами в случае чего – неясно. А дальше политическое решение – кто же будет абсорбировать убытки, которые обязательно возникнут? Перевозчики, ГТЛК или государство, которому придется ГТЛК хорошенько докапитализировать. Ответа у меня нет.
Европлан попроще, компания в основном занималась лизингом новых авто. Понятно, что нового бизнеса там сколько-то лет не будет. Но старый бизнес вполне, как мне кажется, сможет покрыть стоимость обслуживания старого долга. По крайней мере календарь лизинговых платежей адекватно сбалансирован относительно календаря погашения долга.
В другой лизинг я пока лезть не готов.

4) Ж/д перевозчики, а именно Новотранс. Выше я уже рассказал про проблемы с лизингом вагонов. Но в лизинге (а точнее в опер аренде) у Новотранса вагонов менее 5 млрд руб. при общем финансовом долге 20 млрд руб. Так что косты вырастут, но, наверное, не совсем критично. А вот что неприятно, так это то, что Новотранс реализует дорогостоящий инвестпроект строительства торгового терминала в порту Усть-Луга. Стоимость проекта 45 млрд руб., запуск в эксплуатацию был запланирован на 2023-2024 гг. Если ж/д бизнес группы вероятнее всего переориентируется, то зачем нужен терминал в порту Усть-Луга теперь большой вопрос.

5) IT. Прежде всего меня беспокоит Софтлайн-Трейд. Софтлайн – дистрибьютор IT-решений, вендор Microsoft, IMB, Cisco, Adobe и пр. Примерно половину выручки компания зарабатывает в РФ и Беларуси. Многие вендоры объявили об уходе с российского рынка, что сильно ударит по доходам СЛТ.

6) АФК Система и дочерние структуры. Долг на корпоративном центре АФК Системы 230 млрд руб. Корп центр зарабатывает на дивидендах дочек (прежде всего МТС – почти 37 млрд руб. в 2021 г.) и на IPO дочерних компаний. IPO в ближайшие годы не будет, а дивы МТС под большим вопросом: компания с большущим долгом, частично под плавающие ставки и с зарубежным оборудованием вряд ли будет хорошо себя ощущать. Таким образом, доход АФК Система может снизиться. В меньшей степени это риск для бондхолдеров АФК Система (все же тут много активов, которые можно продать в крайнем случае), сколько для бондхолдеров дочерних компаний. Особенно меня беспокоит в новых реалиях Бизнес-Недвижимость, управляющая недвижимыми активами АФК в Москве и регионах РФ. В прежние времена Системе при плохом развитии событий было бы проще поддержать дочернюю компанию. В новые времена для этого может не найтись кэша. Но крупных погашений в 2022 г. у БизНедвижимости нет.

7) Боржоми. Производственные мощности компании расположены в РФ, Украине и Грузии. В Украине и Грузии компания зарабатывает 45% выручки. Плюс производимая в Грузии вода продается в России. Что теперь будет с этими активами, как организовать движение денег между ними, сможет ли основной акционер – кипрский Alfa Finance Holdings Limited обеспечить доступ к фондированию обложенного санкциями Альфа Банка и поддержать дочку? Ответов нет, как и консолидированной отчетности IDS Borjomi за 2021 г. в свободном доступе.

Несмотря на обозначенные мною риск, закончить хочется на мажорной ноте. Рынок корпоративных облигаций в этом году будет очень сложным, но обязательно предоставит возможности продвинутым инвесторам.

http://www.pravda.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter