29 января 2025 Seeking Alpha | Nebius Group (Yandex N.V.)

Рынок Роботакси
В этой статье мы сосредоточились на роботакси, так как это самый перспективный рынок для Avride в коммерческом плане. Компания также разрабатывает технологию роботов-доставщиков, но в этой статье мы не стали углубляться в этот сегмент.
Чтобы определить размер рынка роботакси, важно понимать, какие услуги может заменить роботакси. В первую очередь - традиционные такси, каршеринг, общественный транспорт и расходы, связанные с покупкой и обслуживанием личных транспортных средств. Все это можно объединить под эгидой услуг по обеспечению мобильности пассажиров. Со временем роботакси может захватить долю рынка личных транспортных средств, но сейчас еще слишком рано об этом думать.
Однако рынок совместного передвижения не полностью перейдет на роботакси в ближайшие годы. Это может занять десятилетия, и во многих областях традиционные такси, скорее всего, сохранятся. Чтобы оценить, как может развернуться внедрение роботакси, мы обратились к данным Frost & Sullivan, которые предполагают, что в 2025 году рынок услуг роботакси будет оцениваться в 290 миллионов долларов, что составит всего 0, 1% от рынка совместного передвижения. Давайте проверим осуществимость этой оценки. При средней цене в 10 долларов за поездку такой размер рынка подразумевает 29 миллионов поездок в год или 79 500 поездок в день. Frost & Sullivan ожидает, что к концу 2025 года количество беспилотных такси на дорогах достигнет около 7000 (большинство из которых будет в Китае, около 6000). При таком масштабе каждому роботакси необходимо будет совершать в среднем 11, 3 поездки в день, что реалистично. Например, Pony AI в Китае в настоящее время совершает около 15 поездок в день.
Frost & Sullivan ожидает, что рынок услуг роботакси вырастет до $66, 6 млрд к 2030 году, что составит 21, 2% рынка совместной мобильности. Из них $39 млрд, как ожидается, поступит из Китая. Основным драйвером роста рынка станет увеличение числа роботакси на дорогах, которое может вырасти до 1, 18 млн транспортных средств (1, 01 млн в Китае и 170 000 в остальных странах). Рыночная возможность в $66, 6 млрд привлекла значительное количество игроков, желающих претендовать на долю этого рынка.
Несмотря на большой интерес со стороны многих игроков, успех на этом рынке требует больших ресурсов. Чтобы сэкономить значительные ресурсы, разработчикам роботакси нужны партнеры среди автопроизводителей (OEM) и компаний по вызову такси. Отсутствие партнеров с любой стороны требует значительных капиталовложений, которые, если их не будет, могут привести к уходу компаний с рынка.
Помимо тех компаний, которые продолжают активно развивать технологию роботакси, ниже мы также перечислим компании, которые уже ушли с рынка, поскольку их партнеры и рынки коммерческого использования могут перейти к Avride.
Waymo
Waymo на данный момент является лидером в разработке роботакси. Контрольный пакет акций Waymo принадлежит Alphabet (GOOGL). Waymo начала свою деятельность в 2009 году. Прошлый год был весьма насыщенным, компания совершила 4 миллиона полностью автономных поездок по сравнению с 1 миллионом поездок до 2024 года. Также стоит отметить, что автомобили Waymo проехали более 64 миллионов полностью автономных миль за всю историю компании. Компания тестирует технологию в более чем 25 городах США.
В недавнем пресс-релизе Waymo отметила, что ее роботакси совершают 150 000 коммерческих поездок в неделю. При средней стоимости проезда в 10 долларов за поездку еженедельный доход может составить около 78 миллионов долларов. Хотя эта цифра все еще скромна, учитывая темпы масштабирования, годовой доход за текущий год, вероятно, превысит 150–200 миллионов долларов, даже с учетом доли Uber в доходах от поездок. В ходе недавнего раунда финансирования Waymo привлекла 5, 6 миллиарда долларов, а стоимость компании оценивалась в 45 миллиардов долларов. Предыдущая оценка в 2020 году составляла 30 миллиардов долларов.
Cruise
Cruise была второй по темпам роста компанией по производству роботакси в США. General Motors (GM) приобрела ее в 2016 году за 581 миллион долларов. Компания тестировала свою технологию роботакси с использованием Chevrolet Bolt. Cruise догоняла своего основного конкурента, но после инцидента в октябре 2023 года была вынуждена остановить работу и отозвать автомобили из Сан-Франциско, Остина, Финикса, Хьюстона, Далласа и Майами.
Этот инцидент также снизил оценку компании. Хотя Cruise оценивался в 30 миллиардов долларов в 2021 году, некоторые отчеты предполагают, что его оценка упала вдвое после октябрьского инцидента. С тех пор Cruise возобновил тестирование своих автономных автомобилей с водителями безопасности в Фениксе, Хьюстоне и Далласе и продолжил тестирование в Дубае. В августе компания подписала многолетнее соглашение с Uber, которое сделало бы роботакси Cruise доступным через приложение Uber. Однако теперь это в прошлом. В декабре General Motors неожиданно объявила, что закроет свои операции по производству роботакси и передаст все разработки Cruise GM, чтобы сосредоточиться на совершенствовании ADAS (Advanced Driver Assistance Systems) от GM.
Итак, кто из оставшихся игроков теперь может претендовать на вторую позицию?
Tesla
Главным претендентом на второе (возможно, даже первое) место является Tesla (TSLA). В прошлом году во время презентации «Мы, робот» компания представила свой прототип роботакси Cybercab, массовое производство которого может начаться в 2026 году. Tesla также планирует начать тестирование своей технологии роботакси в Калифорнии и Техасе в этом году с использованием своих автомобилей Model 3 и Model Y.
Хотя сложно предсказать, какая технология будет доминировать на рынке в будущем, Tesla, несомненно, является сильным претендентом на лидирующие позиции на рынке роботакси, учитывая большое количество электромобилей Tesla, уже находящихся на дорогах.
Motional
Motional — это совместное предприятие Hyundai и Aptiv. Изначально Hyundai и Aptiv владели по 50% акций предприятия, но в прошлом году Aptiv продала 11% акций Hyundai и планировала сократить свою долю до 15%. Беспилотные автомобили Motional созданы на базе Hyundai Ioniq 5, производимого в Сингапуре.
В мае 2024 года Motional объявила, что откажется от коммерческой разработки своей технологии и вместо этого сосредоточится на беспилотной технологии. После этого решения она сократила штат сотрудников на 40% и назначила нового генерального директора. В результате Motional не станет серьезным конкурентом Avride в ближайшие год-два, но потенциально может вернуться к коммерческому использованию в будущем.
Zoox
Zoox была основана в 2014 году и приобретена Amazon ( AMZN ) в 2020 году, что ускорило ее развитие. Компания тестирует свою технологию на автомобилях Toyota Highlander, но в коммерческих целях Zoox намерена разрабатывать роботакси на основе своих специально разработанных беспилотных автомобилей.
Автономные поездки на этих роботакси доступны сотрудникам Amazon в Сан-Франциско и Лас-Вегасе, но компания планирует запустить коммерческие поездки в 2025 году. Благодаря поддержке Amazon у Zoox нет ограничений по капиталу, что делает ее серьезным претендентом на лидерство на рынке, несмотря на то, что коммерческое внедрение еще не началось.
Wayve
Основанная в 2017 году, Wayve, как и Tesla, разрабатывает технологию автономного вождения без LiDAR. Компания в основном проводила свои испытания в Великобритании, но начала испытания в Сан-Франциско в октябре 2024 года с использованием электрического Mustang Mach-E EV.
Хотя Wayve отстает от вышеупомянутых игроков в коммерческом развертывании, она завершила три раунда финансирования. Последний, в мае 2024 года, привлек $1, 04 млрд, оценив компанию в $2, 78 млрд после инвестирования.
Mobileye
Нет необходимости подробно останавливаться на Mobileye, поскольку в настоящее время компания больше сосредоточена на продаже сенсорных пакетов и соответствующего программного обеспечения, а не на развитии коммерческого бизнеса роботакси.
Китайские разработчики роботакси
Явным лидером роботакси в Китае является Apollo, подразделение Baidu. Другими активными разработчиками роботакси и технологий автономного вождения в Китае являются Pony AI, WeRide, AutoX и DiDi.
Хотя многие из этих компаний тестируют технологию роботакси в США, недавние ограничения и стратегии компаний предполагают, что они не будут конкурировать с Avride или другими местными игроками на рынке США, поскольку их коммерческие операции в США будут ограничены. Однако в Южной Корее, где Avride имеет разрешение тестировать свою технологию роботакси по всей стране с водителями безопасности, эти компании могут стать конкурентами в будущем. Пока что оставим это обсуждение в стороне и перейдем непосредственно к Avride.
Avride
Avride не новичок на рынке роботакси и активно развивал технологию автономного транспорта (роботакси и роботов-доставщиков) в России, Израиле и США до разделения Yandex NV. После разделения значительная часть команды Yandex Self-Driving Group перешла в Avride, хотя развитие технологии роботакси замедлилось до фактической продажи российского бизнеса. Однако после разделения компания активно возобновила разработку во второй половине 2024 года, сосредоточившись как на технологиях роботакси, так и роботов-доставщиков. Хотя новостей о роботах-доставщиках было много, анализ рынка тротуарных роботов и потенциальная оценка этого сегмента бизнеса будут отложены на другой раз. Сейчас мы сосредоточимся на бизнесе роботакси Avride, так как его потенциальный рынок намного больше, чем у роботов-доставщиков.
Вот что известно об Avride из презентаций компании:
Компания тестирует технологию роботакси в США, на Ближнем Востоке и в Южной Корее.
Сервис роботакси был запущен через два года после начала тестирования.
Было совершено 47 000 пассажирских поездок. Эта цифра значительно ниже показателя Waymo, который превышает 5 миллионов автономных поездок.
Автономные автомобили компании преодолели более 22 миллионов километров. Это впечатляющий показатель. Превзойти его могут только Waymo (>64 миллионов км) и Baidu (>60 миллионов км). Для сравнения, у Cruise — 8 миллионов км, а у Zoox — более 1, 6 миллиона км.
С момента запуска Avride в 2017 году не было зафиксировано ни одного серьезного инцидента (инцидентов с человеческими травмами или значительным повреждением транспортного средства) на протяжении 22 миллионов километров.
В 2024 году автопарк компании насчитывал 10–20 автомобилей, а в этом году компания планирует расширить его до 100+ автомобилей.
В целом технология Avride опережает большинство конкурентов-роботакси в США, за исключением Waymo. Однако ее коммерческое внедрение отстает от Waymo как минимум на два года, поскольку парк роботакси Waymo давно превысил 1000 автомобилей, в то время как Avride стремится расширить свой парк до более чем 200 автомобилей только к 2026 году. Однако многое будет зависеть от наличия капитала и партнерских отношений с OEM-производителями и компаниями по заказу поездок. Давайте углубимся в этот аспект.
Avride и OEM-производители
Перед продажей своих российских активов Yandex Self-Driving Group протестировала технологию роботакси на модели Hyundai Sonata. В пресс-релизах Nebius Group не уточняется, какая модель или производитель лягут в основу ее будущего парка роботакси, также не было обновлений относительно ее партнерства с Hyundai. Однако в блоге Avride на Medium на фотографиях представлен Hyundai Ioniq 5. Вероятно, эта модель станет основой будущего парка роботакси Avride, и Hyundai может еще больше укрепить свое партнерство с Avride, став акционером.
Теоретически, партнерство с другими OEM-производителями возможно. Поскольку доступность автомобилей вряд ли станет проблемой для компании, ключевым вопросом сейчас является капитал. Давайте рассчитаем потенциальные потребности компании в капитале.
Требования Avride к капиталу
В презентации компании было заявлено, что Avride потребуется $150 млн на разработку в период с Q4 2024 по 2025 год. Давайте проверим эти цифры.
Основные категории расходов компании будут включать:
Стоимость создания новых беспилотных автомобилей. Avride планирует увеличить свой парк с 10-20 автомобилей до 100+ автомобилей в 2025 году. Если предположить, что компания добавит 100 новых беспилотных автомобилей, закупка 100 автомобилей Hyundai Ioniq 5 обойдется в 4, 4 миллиона долларов (цена за Ioniq 5 в США составляет около 43 900 долларов). Кроме того, для каждого беспилотного автомобиля потребуется набор датчиков (5 высокоразрешающих LiDAR, 4 радара, 11 камер и специализированное вычислительное устройство). Я оцениваю, что добавление набора датчиков обойдется не менее чем в 15 000 долларов на автомобиль или в 1, 5 миллиона долларов для парка из 100 автомобилей. Общие затраты: около 6 миллионов долларов.
Стоимость создания новых роботов-доставщиков. Стоимость производства одного робота-доставщика, вероятно, аналогична стоимости Starship Technologies, оцениваемой в 5500 долларов за робота. Таким образом, добавление парка из 1000 роботов потребует более 5, 5 миллионов долларов.
Расходы на персонал. Согласно презентации компании, в ней работает более 200 сотрудников, занимающих должности инженеров-технологов и разработчиков программного обеспечения. Если предположить, что общая численность персонала составляет 250 человек, а средняя общая компенсация составляет около 500 000 долларов в год (что аналогично средней общей компенсации Waymo, по моим оценкам), расходы на персонал составят около 125 миллионов долларов в год.
Другие расходы. В дополнение к вышесказанному, компания должна покрыть расходы на аренду или покупку гаражей для обслуживания роботакси и роботов-доставщиков, аренду офиса, зарядку парка беспилотников, запасные части и другие операционные нужды. Они могут составить оставшиеся $14, 5 млн из заявленных $150 млн, что делает прогнозируемые руководством потребности в капитале разумными.
В 2025 году Avride получит некоторую выручку, но ее будет недостаточно для покрытия всех расходов. Что касается роботакси, даже если все 100 беспилотных автомобилей будут использоваться для коммерческих услуг, предполагая среднюю стоимость проезда в размере 10 долларов, 10 поездок в день и среднегодовой размер парка в 50 беспилотных автомобилей, компания заработает около 1,8 миллиона долларов дохода. Однако из этой суммы необходимо вычесть долю выручки Uber. Кроме того, выручка от роботов-доставщиков также будет способствовать этому, но ее пока будет недостаточно для покрытия необходимых капиталовложений.
По данным интервью Аркадия Воложа, Nebius Group предоставит Avride указанную сумму. Однако для более масштабного развертывания потребуются дополнительные инвестиции. Аркадий Волож не исключает возможности продажи не только миноритарного, но и контрольного пакета акций Avride, как это было с ClickHouse.
Кто может стать акционером Avride?
Uber. Uber — наиболее вероятный кандидат. Во-первых, он уже является партнером Avride. Во-вторых, Uber и Yandex NV ранее управляли совместным предприятием по заказу поездок в России, что делает вероятным продолжение тесных отношений. Uber также является акционером нескольких компаний, занимающихся автономным транспортом. В 2024 году Uber принял участие в раунде финансирования Wayve, оценив компанию в 2, 78 млрд долларов (после инвестирования). Uber также инвестировал в Serve Robotics (роботы-доставщики) в 2023 и 2021 годах и владеет долей в Aurora Innovation, которая разрабатывает автономные грузовики.
Hyundai. Hyundai — еще один сильный кандидат на инвестиции в Avride. В недавней статье Bloomberg отмечалось, что до февраля 2022 года Yandex NV и Hyundai обсуждали инвестиции в размере 300 миллионов долларов в Yandex Self-Driving Group. Хотя Hyundai с тех пор сотрудничала с Waymo и увеличила свою долю в Motional, приобретение миноритарного пакета акций Avride возможно.
Lyft. Хотя Lyft в настоящее время не имеет связей с Avride, ему необходимо сосредоточиться на роботакси, чтобы оставаться конкурентоспособным с Uber. Ранее Lyft сотрудничал с Motional и Argo AI, поэтому в настоящее время у него нет активных партнерств в сфере автономного транспорта (статус его партнерства с Waymo в 2019 году неясен). Однако, учитывая меньший размер Lyft, его инвестиции, вероятно, будут скромными — если только сам Lyft не станет целью приобретения.
Европейские автопроизводители. Поскольку материнская компания Avride находится в Нидерландах, а рынок автономного транспорта в Европе отстает от США и Китая, акционером Avride может стать европейский бренд. Volkswagen представляется наиболее вероятным кандидатом.
Венчурные компании. Сектор роботакси набирает обороты в мире венчурного капитала. В прошлом году было две крупные сделки: Waymo привлекла $5, 6 млрд, а Wayve привлекла $1, 05 млрд. Кроме того, SoftBank активно инвестировал в этот сектор в последние годы. Поэтому разумно ожидать интереса со стороны венчурных фондов.
Сколько стоит Avride?
Теперь перейдем к самой важной части этой статьи — определению потенциальной оценки Avride. Из-за ограниченности общедоступных данных об операционных показателях Avride построение точной модели DCF в настоящее время является сложной задачей, поэтому сравнительный подход остается наиболее жизнеспособным вариантом. Ниже приведен список последних оценок компаний в секторе автономного транспорта, ориентированных на роботакси. Мы исключили компании, которые сосредоточены на других частях рынка AV.

Во-первых, стоит отметить, что использовать оценку Waymo в качестве ориентира сложно, поскольку она значительно опережает Avride в коммерциализации своей технологии. Если бы мы оценивали стоимость Avride на основе количества пассажирских поездок или общего количества автономных миль, диапазон оценки был бы очень изменчивым, поэтому мы не будем полагаться на оценку Waymo. Аналогично мы исключили бы Cruise и Zoox, поскольку их оценки устарели.
WeRide и Pony. ai ориентированы на разные рынки как географически, так и с точки зрения типов автономного транспорта, поэтому они также не будут использоваться для сравнения.
Это оставляет Motional и Wayve наиболее подходящими для сравнения. Усреднение этих оценок дает нам $3, 4 млрд в качестве ориентира для потенциальной оценки Avride, если внешние инвесторы приобретут долю. Как всегда, важно отметить, что оценка Avride может значительно варьироваться, но пока не появится новая информация, мы буду использовать эту цифру для оценки стоимости Avride как части Nebius Group.
Заключительные мысли
В предыдущей статье мы оценили Avride в $1 млрд. После дальнейшего анализа рынка автономного транспорта мы повышаем свою оценку Avride до $3, 4 млрд. Для других частей бизнеса, в отсутствие новой информации до следующего отчетного периода, мы оставим свои предыдущие оценки без изменений. Ниже представленаобновленная таблица оценки для бизнесов компании.

Таким образом, новая оценка Nebius Group после пересмотра оценки Avride составляет $11,2 млрд, или $47,7 за акцию. Поэтому мы сохраняем свой оптимистичный взгляд на компанию.
Denis Buivolov, CFA
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба