5 марта 2011 InoPressa
Европа должна активнее поддерживать демократию в арабских странах - это в ее интересах.
Когда люди вышли на улицы Туниса, Франция предложила Президенту Зине-эль-Абидину Бен Али военую помощь. Когда народ заполонил площади Каира, Италия назвала Хонси Мубарака мудрым правителем. А когда на улицах Триполи началась настоящая резня, в Чешской республике заявили, что падение режима Каддафи станет катастрофой, Мальта встала на защиту ливийского суверинитера, а Италия заявила, что протесты приведут к формированию исламского эмирата. С каждым новым восстанием в арабском мире какая-нибудь европейская страна непременно решит занять не ту сторону. Однако не удивительно, что Европейских Союз не спешит призывать авторитарные режимы прислушаться к требованиям демократических перемен и избежать жестокого подавления мятежа. Когда пришло время действовать, Европа показала себя с еще худшей стороны. Она заморозила активы агрессоров из Туниса и Египта только после того, как им удалось сбежать из своей страны или уйти в отставку. Каддафи использовал бомбордировки с воздуха против своего народа, однако, не столкнулся с немедленными санкциями со стороны ЕС (Союз приостановил торговые отношения и заявил о том, что "пойдет и на другие меры"). Даже Арабская Лига - крупнейший в мире клуб автократов, приостановил членство Ливии. Европейские военные корабли и самолеты были приведены в полную боевую готовность, но не для того, чтобы помочь ливийцам, а чтобы не пустить беженцев и иммигрантов на европейские берега, или чтобы вывезти европейцев из зоны конфликта. Президент Белоруссии Александр Лукашенко может задаться вопросом, почему он и его офицеры были наказаны Европой, заморозившей его счета и запретившей перемещение по территории Евросоюза. В конце концов, он всего лишь подделал результаты выборов, разбил головы протестующих и арестовал оппозицию.
Может быть, еще просто слишком рано. Европе понадобилось много месяцев, чтобы решиться на санкции против Белоруссии. Кроме того, за плечами Европы богатая история имперских амбиций в арабском мире, возможно, поэтому европейским странам не следует вмешиваться во всякие междуусобицы. Не исключено также, что Европа боится. Провоцируя развал существующих режимов, они ставят под угрозу своих граждан, которые могут оказаться там в заложниках. И все же сложно не заметить, что многие европейские страны в большей степени обеспокоены стабильностью региона, нежели распространением в нем демократии. Ну что ж, сейчас там нет ни того, ни другого. На самом деле, протестующие, скорее всего, не заметили заявления со стороны ЕС. Легкие санкции не смогут повлиять на действия диктаторов, отчаянно цепляющихся за власть. Все, на что они годны, это послужить примером для других арабов, которые наблюдают за развитием событий со стороны. Европе нужно четче обозначить свою позицию и встать на сторону тех, кто пытается сбросить своих тиранов. Для начала достаточно хотя бы не делать глупых ошибок.
Гораздо более серьезной проверкой для европейской дипломатии в долгосрочной перспективе будет ее помощь в установлении надежных демократических режимов в странах Северной Африки. У Европы богатый опыт в этом плане, она уже не раз помогала реформировать тоталитарные режимы. Демократизация Восточной Европы еще не закончена, но она уже представляет собой пример того, каких результатов можно добиться при помощи "мягкой силы". Перспектива вступления в ЕС долгое время служила прекрасным инструментом внешней политики. Однако все попытки продвинуть реформы в пограничных странах, не имеющих шансов стать частью Европы, как правило, заканчивались неудачно. "Соседская политика" Евросоюза, реализация которой началась в 2003 году, нацелена на создание "круга друзей" путем расширения преимуществ, таких как доступ на единый рынок в обмен на экономические и политические реформы. Суть идеи в более тесном сотрудничестве с соседями, которые могут пользоваться всеми преимуществами, "кроме европейских институтов".
Но ЕС не чем похвастаться, несмотря на миллиарды потраченных евро. Белоруссия остается последним тоталитарным режимом Европы, Украина тоже уже не смотрит в ее сторону с прежним благоговением, арабо-израильский конфликт остался нерешенным, а Свереная Африка до последнего времени находилась под гнетом диктаторов. На Востоке ЕС активнее занимался продвижением политических реформ, что, отчасти, соответствовало запросам стран Союза из бывшего соцлагеря. Но на юге Европа сконцентрировалась исключительно на экономических аспектах развития; в этот регион утекает львиная доля средств в рамках "соседской политики". Тщеславный проект Николя Саркози под названием "Союз средиземноморских стран", политический клуб, разбитый параличом еще в самом начале своего существования, в 2008 году, лишь способствовал процветанию арабских монархов и "пожизненных президентов".
Стабильность играла для Европы ключевую роль по ряду причин: сохранение мирного арабо-израильского договора, борьба с джихадом, сокращение средств массового уничтожения, защита поставок нефти и газа, сдерживание массовой иммиграции в Европу. Эти опасения вполне понятны и оправданы. Европе приходится иметь дело с теми соседями, которые у нее есть - других не дано. Но она совершила ошибку, утратив веру в их способность к переменам. Теперь же, когда арабский мир начинает преобразовываться изнутри, европейцам тоже нужно изменить свою политику. Кэти Эштон, главу внешней политики ЕС, заваливают предложениями: Немцы утверждают, что поддержка ЕС (включая снятие торговых барьеров) должна быть ориентирована на демократические реформы. Италия хочет предоставить больше бонусов за мирные и быстрые преобразования, включая пересмотр взаимоотношений с Тунисом и Египтом и новую систему управления иммиграцией. Франция, Испания и еще четыре страны выступают за увеличение расходов на юге, а также расширение Союза средиземноморских стран на льготных условиях или вообще без условий.
Вспомните 1989 год. Конец эпохи коммунизма стал для Европы великой радостью Падение диктаторов на юге также будет большим подарком, хотя переходный процесс в этом регионе будет гораздо сложнее. В 1989 году, когда пал советский режим, людей из стран Восточной Европы привлекал западный образ жизни. В арабском мире все несколько иначе. Там люди уже давно недовольны засилием Запада. Пока восстания 2011 года на удивление почти не связаны с исламистами, анти-империалистами и даже анти-израильскими настроениями. Но все еще впереди, особенно, если Европа продожит миндальничать с ненавистными правителями. Восстания избавили Европу от необходимости делать выбор между стабильностью или демократией, между собственными интересами и ценностями. Стабильности больше нет, а интересы и ценности остались. Таким образом, есть только один выход - принимать тех, кто стремится к демократии, и помогать им.
Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Economist
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Когда люди вышли на улицы Туниса, Франция предложила Президенту Зине-эль-Абидину Бен Али военую помощь. Когда народ заполонил площади Каира, Италия назвала Хонси Мубарака мудрым правителем. А когда на улицах Триполи началась настоящая резня, в Чешской республике заявили, что падение режима Каддафи станет катастрофой, Мальта встала на защиту ливийского суверинитера, а Италия заявила, что протесты приведут к формированию исламского эмирата. С каждым новым восстанием в арабском мире какая-нибудь европейская страна непременно решит занять не ту сторону. Однако не удивительно, что Европейских Союз не спешит призывать авторитарные режимы прислушаться к требованиям демократических перемен и избежать жестокого подавления мятежа. Когда пришло время действовать, Европа показала себя с еще худшей стороны. Она заморозила активы агрессоров из Туниса и Египта только после того, как им удалось сбежать из своей страны или уйти в отставку. Каддафи использовал бомбордировки с воздуха против своего народа, однако, не столкнулся с немедленными санкциями со стороны ЕС (Союз приостановил торговые отношения и заявил о том, что "пойдет и на другие меры"). Даже Арабская Лига - крупнейший в мире клуб автократов, приостановил членство Ливии. Европейские военные корабли и самолеты были приведены в полную боевую готовность, но не для того, чтобы помочь ливийцам, а чтобы не пустить беженцев и иммигрантов на европейские берега, или чтобы вывезти европейцев из зоны конфликта. Президент Белоруссии Александр Лукашенко может задаться вопросом, почему он и его офицеры были наказаны Европой, заморозившей его счета и запретившей перемещение по территории Евросоюза. В конце концов, он всего лишь подделал результаты выборов, разбил головы протестующих и арестовал оппозицию.
Может быть, еще просто слишком рано. Европе понадобилось много месяцев, чтобы решиться на санкции против Белоруссии. Кроме того, за плечами Европы богатая история имперских амбиций в арабском мире, возможно, поэтому европейским странам не следует вмешиваться во всякие междуусобицы. Не исключено также, что Европа боится. Провоцируя развал существующих режимов, они ставят под угрозу своих граждан, которые могут оказаться там в заложниках. И все же сложно не заметить, что многие европейские страны в большей степени обеспокоены стабильностью региона, нежели распространением в нем демократии. Ну что ж, сейчас там нет ни того, ни другого. На самом деле, протестующие, скорее всего, не заметили заявления со стороны ЕС. Легкие санкции не смогут повлиять на действия диктаторов, отчаянно цепляющихся за власть. Все, на что они годны, это послужить примером для других арабов, которые наблюдают за развитием событий со стороны. Европе нужно четче обозначить свою позицию и встать на сторону тех, кто пытается сбросить своих тиранов. Для начала достаточно хотя бы не делать глупых ошибок.
Гораздо более серьезной проверкой для европейской дипломатии в долгосрочной перспективе будет ее помощь в установлении надежных демократических режимов в странах Северной Африки. У Европы богатый опыт в этом плане, она уже не раз помогала реформировать тоталитарные режимы. Демократизация Восточной Европы еще не закончена, но она уже представляет собой пример того, каких результатов можно добиться при помощи "мягкой силы". Перспектива вступления в ЕС долгое время служила прекрасным инструментом внешней политики. Однако все попытки продвинуть реформы в пограничных странах, не имеющих шансов стать частью Европы, как правило, заканчивались неудачно. "Соседская политика" Евросоюза, реализация которой началась в 2003 году, нацелена на создание "круга друзей" путем расширения преимуществ, таких как доступ на единый рынок в обмен на экономические и политические реформы. Суть идеи в более тесном сотрудничестве с соседями, которые могут пользоваться всеми преимуществами, "кроме европейских институтов".
Но ЕС не чем похвастаться, несмотря на миллиарды потраченных евро. Белоруссия остается последним тоталитарным режимом Европы, Украина тоже уже не смотрит в ее сторону с прежним благоговением, арабо-израильский конфликт остался нерешенным, а Свереная Африка до последнего времени находилась под гнетом диктаторов. На Востоке ЕС активнее занимался продвижением политических реформ, что, отчасти, соответствовало запросам стран Союза из бывшего соцлагеря. Но на юге Европа сконцентрировалась исключительно на экономических аспектах развития; в этот регион утекает львиная доля средств в рамках "соседской политики". Тщеславный проект Николя Саркози под названием "Союз средиземноморских стран", политический клуб, разбитый параличом еще в самом начале своего существования, в 2008 году, лишь способствовал процветанию арабских монархов и "пожизненных президентов".
Стабильность играла для Европы ключевую роль по ряду причин: сохранение мирного арабо-израильского договора, борьба с джихадом, сокращение средств массового уничтожения, защита поставок нефти и газа, сдерживание массовой иммиграции в Европу. Эти опасения вполне понятны и оправданы. Европе приходится иметь дело с теми соседями, которые у нее есть - других не дано. Но она совершила ошибку, утратив веру в их способность к переменам. Теперь же, когда арабский мир начинает преобразовываться изнутри, европейцам тоже нужно изменить свою политику. Кэти Эштон, главу внешней политики ЕС, заваливают предложениями: Немцы утверждают, что поддержка ЕС (включая снятие торговых барьеров) должна быть ориентирована на демократические реформы. Италия хочет предоставить больше бонусов за мирные и быстрые преобразования, включая пересмотр взаимоотношений с Тунисом и Египтом и новую систему управления иммиграцией. Франция, Испания и еще четыре страны выступают за увеличение расходов на юге, а также расширение Союза средиземноморских стран на льготных условиях или вообще без условий.
Вспомните 1989 год. Конец эпохи коммунизма стал для Европы великой радостью Падение диктаторов на юге также будет большим подарком, хотя переходный процесс в этом регионе будет гораздо сложнее. В 1989 году, когда пал советский режим, людей из стран Восточной Европы привлекал западный образ жизни. В арабском мире все несколько иначе. Там люди уже давно недовольны засилием Запада. Пока восстания 2011 года на удивление почти не связаны с исламистами, анти-империалистами и даже анти-израильскими настроениями. Но все еще впереди, особенно, если Европа продожит миндальничать с ненавистными правителями. Восстания избавили Европу от необходимости делать выбор между стабильностью или демократией, между собственными интересами и ценностями. Стабильности больше нет, а интересы и ценности остались. Таким образом, есть только один выход - принимать тех, кто стремится к демократии, и помогать им.
Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Economist
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу