13 января 2017 banki.ru
Похоже, в наступившем году самой ожидаемой новостью станет апрельское (скорее всего, апрельское — дольше никто не выдержит) снижение учетной ставки. И последующие тоже — не останавливаться же на достигнутом. В этом убеждает то, что все или почти все государственные деятели, от которых зависит экономическая и финансовая политика России, в своих отчетах и подведении итогов 2016 года как несомненное достижение отмечают успех политики инфляционного таргетирования ЦБ и сетуют на невозможность снижения учетной ставки. То есть с одной стороны печет, а с другой — подмораживает.
Но в России суровость законов экономики смягчается возможностью сделать исключения для целых групп ее субъектов. Поэтому то, что сам Путин убежден в правильности проводимой ЦБ политики, вовсе не означает отказа от попыток попробовать сделать деньги дешевле для одних, чем для других. А вдруг получится? Только так и можно воспринять включение в перечень опубликованных в первых числах января поручений президента, посвященных сокращению дефицитов региональных бюджетов, рекомендацию (именно рекомендацию!) Банку России провести анализ формирования процентных ставок по банковским кредитам субъектам РФ и «принять меры, направленные на их снижение».
Меры, замечу, должны быть приняты Эльвирой Набиуллиной до 1 марта. Видимо, чтобы не спутать эти меры с запланированным на II квартал снижением учетной ставки (позволю себе повториться).
Чтобы понять, насколько велика проблема региональных дефицитов, можно посмотреть данные консолидированных бюджетов субъектов из основных направлений бюджетной политики на 2017—2019 годы. И сравнить их с показателями федерального бюджета. Итак, в 2016 году общий дефицит региональных бюджетов составлял 211 млрд рублей, или 2,2% расходной части. В 2017 году этот дефицит необходимо сократить до 183 млрд рублей (1,8% расходной части), а в 2019 году — до 104 млрд (менее 1%). Задача, как видите, амбициозная. Впрочем, еще более амбициозная задача стоит перед федеральным бюджетом: здесь дефицит за три года предстоит сократить с 3 трлн рублей в 2016 году (18,5% расходной части) до 1,1 трлн в 2019-м (7,1%).
Если бы, как в 1990-е годы, федеральный бюджет мог пополняться за счет коммерческих кредитов, это был бы неплохой бизнес для банков. Но банкам оставили только региональные бюджеты с довольно скромным дефицитом. И пытаются эту потенциально небольшую базу удешевить. Видимо, чтобы не слишком сильно влияло на задавливаемую инфляцию.
Впрочем, режим экономии в региональных бюджетах включен уже несколько лет. И несколько лет Минфин предпринимает титанические усилия по замещению коммерческих кредитов кредитами бюджетными. По данным министерства, это уже привело к снижению в 2014—2016 годах доли рыночных заимствований в общей структуре регионального долга на 20 процентных пунктов, с 66% до 46%. Экономия только на расходах по обслуживанию региональных долгов тем самым составила 41,3 млрд рублей.
Для бюджетов это, конечно, хорошо. Плохо для банков, которые эти самые 41,3 млрд рублей могут занести в графу упущенной выгоды. А теперь, в дополнение, ЦБ будет принимать меры по снижению банковских ставок, не снижая стоимость фондирования для самих банков.
Мягкость формулировок доказывает, что у ЦБ не так много способов воздействовать на комбанки в нужном направлении — если исключить прямое субсидирование бюджетных кредиторов. Но если будет очень надо, то инструменты, конечно, найдутся. Впрочем, проблема гораздо глобальнее. Похоже, Минфин в условиях перманентного кризиса госфинансов решил совсем исключить банки из процесса обслуживания бюджетов всех уровней, чтобы максимально экономить на расходах. Пострадают от этого в первую очередь региональные банки, к которым местные власти при финансовых затруднениях обращались в первую очередь.
Единственное, что мешает это сделать быстро, — отсутствие денег в федеральном бюджете, на трансфертах из которого держатся в основном регионы и внебюджетные фонды. Если источник обмелеет, то без заимствований не обойтись. Но банкам вряд ли стоит рассчитывать на долгий бизнес с бюджетом. А теперь, пожалуй, и на выгодный тоже.
http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Но в России суровость законов экономики смягчается возможностью сделать исключения для целых групп ее субъектов. Поэтому то, что сам Путин убежден в правильности проводимой ЦБ политики, вовсе не означает отказа от попыток попробовать сделать деньги дешевле для одних, чем для других. А вдруг получится? Только так и можно воспринять включение в перечень опубликованных в первых числах января поручений президента, посвященных сокращению дефицитов региональных бюджетов, рекомендацию (именно рекомендацию!) Банку России провести анализ формирования процентных ставок по банковским кредитам субъектам РФ и «принять меры, направленные на их снижение».
Меры, замечу, должны быть приняты Эльвирой Набиуллиной до 1 марта. Видимо, чтобы не спутать эти меры с запланированным на II квартал снижением учетной ставки (позволю себе повториться).
Чтобы понять, насколько велика проблема региональных дефицитов, можно посмотреть данные консолидированных бюджетов субъектов из основных направлений бюджетной политики на 2017—2019 годы. И сравнить их с показателями федерального бюджета. Итак, в 2016 году общий дефицит региональных бюджетов составлял 211 млрд рублей, или 2,2% расходной части. В 2017 году этот дефицит необходимо сократить до 183 млрд рублей (1,8% расходной части), а в 2019 году — до 104 млрд (менее 1%). Задача, как видите, амбициозная. Впрочем, еще более амбициозная задача стоит перед федеральным бюджетом: здесь дефицит за три года предстоит сократить с 3 трлн рублей в 2016 году (18,5% расходной части) до 1,1 трлн в 2019-м (7,1%).
Если бы, как в 1990-е годы, федеральный бюджет мог пополняться за счет коммерческих кредитов, это был бы неплохой бизнес для банков. Но банкам оставили только региональные бюджеты с довольно скромным дефицитом. И пытаются эту потенциально небольшую базу удешевить. Видимо, чтобы не слишком сильно влияло на задавливаемую инфляцию.
Впрочем, режим экономии в региональных бюджетах включен уже несколько лет. И несколько лет Минфин предпринимает титанические усилия по замещению коммерческих кредитов кредитами бюджетными. По данным министерства, это уже привело к снижению в 2014—2016 годах доли рыночных заимствований в общей структуре регионального долга на 20 процентных пунктов, с 66% до 46%. Экономия только на расходах по обслуживанию региональных долгов тем самым составила 41,3 млрд рублей.
Для бюджетов это, конечно, хорошо. Плохо для банков, которые эти самые 41,3 млрд рублей могут занести в графу упущенной выгоды. А теперь, в дополнение, ЦБ будет принимать меры по снижению банковских ставок, не снижая стоимость фондирования для самих банков.
Мягкость формулировок доказывает, что у ЦБ не так много способов воздействовать на комбанки в нужном направлении — если исключить прямое субсидирование бюджетных кредиторов. Но если будет очень надо, то инструменты, конечно, найдутся. Впрочем, проблема гораздо глобальнее. Похоже, Минфин в условиях перманентного кризиса госфинансов решил совсем исключить банки из процесса обслуживания бюджетов всех уровней, чтобы максимально экономить на расходах. Пострадают от этого в первую очередь региональные банки, к которым местные власти при финансовых затруднениях обращались в первую очередь.
Единственное, что мешает это сделать быстро, — отсутствие денег в федеральном бюджете, на трансфертах из которого держатся в основном регионы и внебюджетные фонды. Если источник обмелеет, то без заимствований не обойтись. Но банкам вряд ли стоит рассчитывать на долгий бизнес с бюджетом. А теперь, пожалуй, и на выгодный тоже.
http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу