4 января 2022 Thomson Reuters | Роснефть
Роснефть с 2024 года планирует начать отгрузки нефти с месторождений своего нового гигантского проекта Восток Ойл, который может перекроить европейский рынок, конкурируя с ресурсами из Африки, США, а также арабским и североморским сырьем.
Новый сорт нефти, которому пока нет названия, в 2024 году займёт 10-15% от всех поставляемых из РФ объемов, а к 2030 году должен стать крупнейшей экспортной маркой в Европе, превысив нынешние поставки не только основного российского экспортного сорта Urals, но и всех североморских - ровно в тот момент, когда Европа готовится к глобальному энергопереходу.
Суммарная добыча североморской нефти на сегодняшний день составляет 1,8-2 миллиона баррелей в сутки, в то время как Роснефть к 2030 году планирует отгружать чуть более 2 миллионов баррелей в сутки сырья с Восток Ойла.
Запланированный на 2027 год экспорт 50 миллионов тонн нового сорта почти соответствует всему текущему объёму предложения Urals на Балтике. С 2030 года в новом порту Бухта Севера на побережье Карского моря планируется перевалка до 100 миллионов тонн сырья в год, что равно пятой части добываемой в РФ нефти и почти половине экспортных объемов страны.
Суммарные инвестиции в Восток Ойл, по предварительным оценкам, составят около 10 триллионов рублей. Роснефть ожидает, что за счёт новой добычи на месторождениях Восток Ойл свободный денежный поток компании удвоится к 2030 году, а добыча нефти вырастет.
В Роснефти Рейтер сообщили, что "Восток Ойл успешно развивается в соответствии с утвержденным планом-графиком. В настоящее время осуществляется строительство порта, промысловых городков, а также трубопроводной инфраструктуры", отказавшись дать детали и сроки.
Русское Северное море
Общий ресурс Восток Ойла, по оценкам Роснефти, - 5 миллиардов лёгкой малосернистой нефти. Оценка компании исходит из потенциала 13 месторождений, которые на данный момент входят в проект: Ванкорского кластера, Пайяхской группы, Западно-Иркинского участка и Восточно-Таймырской группы.
Будущая экспортная смесь, как ожидается, будет малосернистой и лёгкой. Так, содержание серы в ней ожидается менее 0,05%, а плотность - около 40 градусов по инвертированной шкале API. Плотность Urals составляет порядка 29-30 градусов API, а содержание серы - 1,5-1,8%.
Североморская добыча лёгких сортов последовательно снижается многие годы, и европейские переработчики ищут им замену в других регионах, покупая лёгкое сырьё из Ливии, Нигерии, США и Персидского залива.
Восток Ойл сможет предложить альтернативу, подходящую и по качеству, и по транспортному плечу.
"Если под рукой окажется доступный ресурс лёгкой нефти по выгодной цене, покупатели вряд ли станут искать что-то ещё", - сказал Рейтер источник на одном из европейских НПЗ.
Появление на рынке Северо-Западной Европы нового сорта может создать конкуренцию не только североморской и другой поступающей в регион нефти, но и российским лёгким сортам, например Varandey Blend и Novy Рort, и даже ресурсам Urals на Балтике, полагают трейдеры.
"Роснефть может оказаться в ситуации, когда один её сорт конкурирует с другим, отгружаемым по соседству", - говорит трейдер на рынке Urals.
Мечта нефтяника
Проект Восток Ойл обещает стать новой нефтяной провинцией в РФ наравне с Коми и Сургутом, с собственным морским портом, нефтепроводом и хранилищами, электрогенерацией.
Роснефть планирует строительство порядка 700 километров нефтепроводов, что позволит компании в рамках проекта отказаться от услуг трубопроводной монополии Транснефть и, в частности, самостоятельно контролировать качество отгружаемого на экспорт сырья.
"Проект открывает для Роснефти уникальную возможность - полную независимость от других участников рынка. Свой контроль над добычей, качеством, логистикой. В каком-то смысле это мечта любого нефтяника", - говорит трейдер на рынке нефти РФ.
Не ищем легких путей
Гигантские поставки нефти с Восток Ойла планируется вести через терминал, расположенный в Енисейском заливе Карского моря, навигация в котором осложнена суровыми погодными условиями.
Роснефть заявляет, что достоинством порта является "возможность транспортировки нефти с месторождений проекта Восток Ойл по Северному морскому пути (СМП) как в западном, так и в восточном направлении".
Компания планирует пользоваться собственным флотом, для чего потребуется 50 танкеров ледового класса (Arc 7), которые будут построены на судоверфи "Звезда" в Приморском крае. В 2020 году было известно о 28 судах, заказанных Роснефтью для изготовления на верфи. Сроки выпуска танкеров не уточняются.
Поставки нефти на танкерах ледового класса являются не только технически трудной, но и финансово затратной задачей из-за высоких ставок фрахта судов с ледовым усилением, говорят опрошенные Рейтер трейдеры, работающие с грузами на Севморпути. Они приводят в пример вывоз нефти Лукойла с терминала Варандей и Газпромнефти - с комплекса "Ворота Арктики".
Поставки нефти в Азию по Северному морскому пути и вовсе являются экзотикой, отмечают трейдеры, поскольку их экономика неизменно уступает отгрузкам в Азию через Европу и вокруг Африки.
По оценке участников рынка, стоимость перевозки нефти обычным танкером класса Aframax Совкомфлота по СМП составляет порядка $2,0-$2,5 миллиона, не включая стоимость ледокольной проводки, и такая транспортировка возможна только в период с июня по октябрь. Арбитражные поставки нефти из Европы в Азию обойдутся грузоотправителям дешевле, в связи с чем обычно экспортеры выбирают этот маршрут.
В зимний период поставщики нефти из Карского моря сначала проходят участок СМП, используя танкер ледового класса, а затем перегружают нефть на танкер без ледового усиления для дальнейшей транспортировки. Дополнительная перевалка - это затраты, но они меньше, чем при использовании танкера ледового класса на всем маршруте.
http://ru.reuters.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Новый сорт нефти, которому пока нет названия, в 2024 году займёт 10-15% от всех поставляемых из РФ объемов, а к 2030 году должен стать крупнейшей экспортной маркой в Европе, превысив нынешние поставки не только основного российского экспортного сорта Urals, но и всех североморских - ровно в тот момент, когда Европа готовится к глобальному энергопереходу.
Суммарная добыча североморской нефти на сегодняшний день составляет 1,8-2 миллиона баррелей в сутки, в то время как Роснефть к 2030 году планирует отгружать чуть более 2 миллионов баррелей в сутки сырья с Восток Ойла.
Запланированный на 2027 год экспорт 50 миллионов тонн нового сорта почти соответствует всему текущему объёму предложения Urals на Балтике. С 2030 года в новом порту Бухта Севера на побережье Карского моря планируется перевалка до 100 миллионов тонн сырья в год, что равно пятой части добываемой в РФ нефти и почти половине экспортных объемов страны.
Суммарные инвестиции в Восток Ойл, по предварительным оценкам, составят около 10 триллионов рублей. Роснефть ожидает, что за счёт новой добычи на месторождениях Восток Ойл свободный денежный поток компании удвоится к 2030 году, а добыча нефти вырастет.
В Роснефти Рейтер сообщили, что "Восток Ойл успешно развивается в соответствии с утвержденным планом-графиком. В настоящее время осуществляется строительство порта, промысловых городков, а также трубопроводной инфраструктуры", отказавшись дать детали и сроки.
Русское Северное море
Общий ресурс Восток Ойла, по оценкам Роснефти, - 5 миллиардов лёгкой малосернистой нефти. Оценка компании исходит из потенциала 13 месторождений, которые на данный момент входят в проект: Ванкорского кластера, Пайяхской группы, Западно-Иркинского участка и Восточно-Таймырской группы.
Будущая экспортная смесь, как ожидается, будет малосернистой и лёгкой. Так, содержание серы в ней ожидается менее 0,05%, а плотность - около 40 градусов по инвертированной шкале API. Плотность Urals составляет порядка 29-30 градусов API, а содержание серы - 1,5-1,8%.
Североморская добыча лёгких сортов последовательно снижается многие годы, и европейские переработчики ищут им замену в других регионах, покупая лёгкое сырьё из Ливии, Нигерии, США и Персидского залива.
Восток Ойл сможет предложить альтернативу, подходящую и по качеству, и по транспортному плечу.
"Если под рукой окажется доступный ресурс лёгкой нефти по выгодной цене, покупатели вряд ли станут искать что-то ещё", - сказал Рейтер источник на одном из европейских НПЗ.
Появление на рынке Северо-Западной Европы нового сорта может создать конкуренцию не только североморской и другой поступающей в регион нефти, но и российским лёгким сортам, например Varandey Blend и Novy Рort, и даже ресурсам Urals на Балтике, полагают трейдеры.
"Роснефть может оказаться в ситуации, когда один её сорт конкурирует с другим, отгружаемым по соседству", - говорит трейдер на рынке Urals.
Мечта нефтяника
Проект Восток Ойл обещает стать новой нефтяной провинцией в РФ наравне с Коми и Сургутом, с собственным морским портом, нефтепроводом и хранилищами, электрогенерацией.
Роснефть планирует строительство порядка 700 километров нефтепроводов, что позволит компании в рамках проекта отказаться от услуг трубопроводной монополии Транснефть и, в частности, самостоятельно контролировать качество отгружаемого на экспорт сырья.
"Проект открывает для Роснефти уникальную возможность - полную независимость от других участников рынка. Свой контроль над добычей, качеством, логистикой. В каком-то смысле это мечта любого нефтяника", - говорит трейдер на рынке нефти РФ.
Не ищем легких путей
Гигантские поставки нефти с Восток Ойла планируется вести через терминал, расположенный в Енисейском заливе Карского моря, навигация в котором осложнена суровыми погодными условиями.
Роснефть заявляет, что достоинством порта является "возможность транспортировки нефти с месторождений проекта Восток Ойл по Северному морскому пути (СМП) как в западном, так и в восточном направлении".
Компания планирует пользоваться собственным флотом, для чего потребуется 50 танкеров ледового класса (Arc 7), которые будут построены на судоверфи "Звезда" в Приморском крае. В 2020 году было известно о 28 судах, заказанных Роснефтью для изготовления на верфи. Сроки выпуска танкеров не уточняются.
Поставки нефти на танкерах ледового класса являются не только технически трудной, но и финансово затратной задачей из-за высоких ставок фрахта судов с ледовым усилением, говорят опрошенные Рейтер трейдеры, работающие с грузами на Севморпути. Они приводят в пример вывоз нефти Лукойла с терминала Варандей и Газпромнефти - с комплекса "Ворота Арктики".
Поставки нефти в Азию по Северному морскому пути и вовсе являются экзотикой, отмечают трейдеры, поскольку их экономика неизменно уступает отгрузкам в Азию через Европу и вокруг Африки.
По оценке участников рынка, стоимость перевозки нефти обычным танкером класса Aframax Совкомфлота по СМП составляет порядка $2,0-$2,5 миллиона, не включая стоимость ледокольной проводки, и такая транспортировка возможна только в период с июня по октябрь. Арбитражные поставки нефти из Европы в Азию обойдутся грузоотправителям дешевле, в связи с чем обычно экспортеры выбирают этот маршрут.
В зимний период поставщики нефти из Карского моря сначала проходят участок СМП, используя танкер ледового класса, а затем перегружают нефть на танкер без ледового усиления для дальнейшей транспортировки. Дополнительная перевалка - это затраты, но они меньше, чем при использовании танкера ледового класса на всем маршруте.
http://ru.reuters.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу