Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
ФРС вновь повысила ставку – что заявил Пауэлл » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

ФРС вновь повысила ставку – что заявил Пауэлл

23 сентября 2022 Financial One
Делимся с вами выступлением председателя ФРС Джерома Пауэлла от первого лица и ответами на основные вопросы журналистов.

Добрый день. Я и мои коллеги твердо намерены вернуть инфляцию к нашей цели в 2%. У нас есть необходимые инструменты и решимость, которые потребуются для восстановления стабильности цен в интересах американских семей и бизнеса. Стабильность цен является обязанностью Федеральной резервной системы и служит основой нашей экономики.

Без стабильности цен экономика не работает ни для кого. В частности, без ценовой стабильности мы не сможем достичь устойчивости на рынке труда, от которой выиграют все.

Сегодня FOMC повысил процентную ставку на 3/4 процентного пункта, и мы ожидаем, что дальнейшее повышение будет целесообразным. Мы целенаправленно переводим нашу политику на уровень, который считаем достаточно ограничительным для возвращения инфляции к 2%. Кроме того, мы продолжаем процесс значительного сокращения размера нашего баланса. Я расскажу больше о сегодняшних мерах денежно-кредитной политики после краткого обзора экономических событий.

Экономика США замедлилась по сравнению с исторически высокими темпами роста в 2021 году, которые отражали возобновление роста экономики после пандемического спада. Последние показатели указывают на скромный рост расходов и производства. Рост потребительских расходов замедлился по сравнению с быстрыми темпами прошлого года, отчасти отражая снижение реального располагаемого дохода и ужесточение финансовых условий.

Активность в жилищном секторе значительно снизилась, что в значительной степени отражает повышение ставок по ипотечным кредитам. Повышение процентных ставок и замедление темпов роста производства также оказывают негативное влияние на инвестиции в основной капитал предприятий, в то время как более слабый экономический рост за рубежом сдерживает экспорт. Как показано в нашей сводке экономических прогнозов, с июня участники FOMC снизили свои прогнозы экономической активности, и медианный прогноз роста реального ВВП составляет всего 0,2% в этом году и 1,2% в следующем году, что намного ниже медианной оценки темпов роста в долгосрочной перспективе.

Несмотря на замедление темпов роста, рынок труда остается чрезвычайно напряженным: уровень безработицы близок к 50-летнему минимуму, количество вакансий близко к историческим максимумам, а рост заработной платы высок. Рост числа рабочих мест оказался значительным, в среднем на 378 тысяч рабочих мест в месяц за последние три месяца. Рынок труда по-прежнему не сбалансирован, спрос на работников значительно превышает предложение свободных рабочих мест. FOMC ожидает, что условия спроса и предложения на рынке труда со временем придут в равновесие, ослабив повышательное давление на заработную плату и цены.

Инфляция остается значительно выше нашей долгосрочной цели в 2%. За 12 месяцев, закончившихся в июле, потребительские цены выросли на 6,3%; за исключением волатильных категорий продуктов питания и энергии, базовые потребительские цены выросли на 4,6%. В августе 12-месячное изменение индекса потребительских цен (ИПЦ) составило 8,3%, а изменение базового ИПЦ – 6,3%. Давление на цены сохраняется по широкому спектру товаров и услуг. Хотя в последние месяцы цены на бензин снизились, они остаются выше уровней годичной давности. Медианный прогноз в отношении общей инфляции потребительских цен составляет 5,4% в этом году и 2,8% в следующем году, 2,3% в 2024 году и 2% в 2025 году.

Несмотря на повышенную инфляцию, долгосрочные инфляционные ожидания, похоже, остаются заякоренными, что отражено в широком спектре опросов домохозяйств, предприятий и аналитиков, а также в показателях финансовых рынков. Однако, чем дольше будет продолжаться вспышка высокой инфляции, тем больше шансов, что заякорятся ожидания более высокой инфляции.

Действия ФРС в области денежно-кредитной политики определяются нашим мандатом по обеспечению максимальной занятости и стабильных цен для американского народа. Я и мои коллеги прекрасно понимаем, что высокая инфляция создает значительные трудности, поскольку она снижает покупательную способность, особенно для тех, кто в наименьшей степени способен покрыть более высокие расходы на предметы первой необходимости, такие как продукты питания, жилье и транспорт. Мы внимательно следим за рисками, которые создает высокая инфляция, и твердо намерены вернуть инфляцию к цели в 2%.

В ближайшие месяцы мы будем искать убедительные доказательства того, что инфляция снижается. Мы предполагаем, что дальнейшее повышение целевого диапазона ставки по федеральным фондам представляется целесообразным; темпы этого повышения будут зависеть от поступающих данных и меняющихся перспектив развития экономики. С учетом сегодняшних действий мы повысили процентные ставки на 3 процентных пункта в этом году. В определенный момент, по мере дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики, станет целесообразным замедлить темпы повышения ставок. Мы продолжим принимать решения на каждом заседании и как можно более четко излагать свои мысли.

Восстановление ценовой стабильности, вероятно, потребует сохранения ограничительной политики в течение некоторого времени. Исторический опыт предостерегает нас от преждевременного ослабления политики. Медианный прогноз соответствующего уровня ставки по федеральным фондам составляет 4,4% на конец этого года, что на 1 процентный пункт выше, чем прогнозировалось в июне. Медианный прогноз повышается до 4,6% к концу следующего года и снижается до 2,9% к концу 2025 года. Конечно, эти прогнозы не являются решением или планом комитета, и никто не знает с полной уверенностью, в каком состоянии будет находиться экономика через год или более. Мы предпринимаем решительные и быстрые шаги по сдерживанию спроса, чтобы он лучше соответствовал предложению.

В центре нашего внимания – использование инструментов для снижения инфляции до 2% и поддержания долгосрочных инфляционных ожиданий. Снижение инфляции, скорее всего, потребует продолжительного периода роста ниже тренда, и, вполне вероятно, произойдет некоторое смягчение условий на рынке труда. Восстановление ценовой стабильности необходимо для того, чтобы заложить основу для достижения максимальной занятости и стабильных цен в долгосрочной перспективе. Мы будем продолжать эту работу до тех пор, пока не станем уверены, что она выполнена.

В заключение хочу сказать следующее: мы понимаем, что наши действия влияют на сообщества, семьи и бизнес по всей стране. Все, что мы делаем, служит общественной миссии. Мы в ФРС сделаем все возможное для достижения целей максимальной занятости и ценовой стабильности. Спасибо.

Вопрос. Судя по прогнозам, уровень безработицы в следующем году вырастет до 4,4%, и исторически такой рост уровня безработицы обычно влечет за собой рецессию. Должны ли мы интерпретировать это как отсутствие мягкой посадки, и действительно ли необходим такой рост для снижения инфляции?

Ответ. Вы правы, в прогнозе действительно отмечается увеличение уровня безработицы с исторической точки зрения, учитывая ожидаемое снижение инфляции. Но мы видим, что текущая ситуация выходит за рамки исторического опыта по ряду причин. Я упомяну пару из них.

Во-первых, количество вакансий невероятно велико по сравнению с количеством людей, ищущих работу. Число вакансий может значительно снизиться, что волне логично. Кроме того, в текущем цикле долгосрочные инфляционные ожидания в целом были достаточно хорошо заякорены, что должно облегчить восстановление ценовой стабильности.

Третья вещь, на которую я бы хотел обратить внимание, – в этот раз инфляция частично вызвана серией шоков предложения, которые мы уже пережили. К примеру, речь идет о пандемии. Приятно видеть некоторые признаки восстановления: цены на сырьевые товары, похоже, достигли своего пика на данный момент, а перебои в цепочках поставок начинают сглаживаться. Эти факторы – если они сохранятся в будущем – помогут ослабить инфляционное давление.

Но хочу подчеркнуть, что мы всегда понимали следующее: восстановление ценовой стабильности на фоне увеличения безработицы и попытки достигнуть мягкой посадки будет очень сложным, и мы не знаем – никто не знает – приведет ли этот процесс к рецессии и насколько значительной будет эта рецессия.

Вопрос. Почему ФРС приняла решение повысить ставку на этот раз? Причина в том, что инфляция не снижается? Или рынок труда по-прежнему настолько силен, что ФРС намерена продолжить ужесточение политики?

Ответ. Мы прогнозировали, что инфляция начнет снижаться, по больше части потому, что цепочка поставок начнет приходить в норму. Ситуация с цепочкой поставок действительно начала улучшаться, но инфляция так и не демонстрирует признаки снижения. Именно поэтому мы решили продолжить политику повышения ставки.

Вопрос. Аналитики по всему миру приходят к выводу, что ужесточение политики центральными банками приведет к глобальной рецессии. А это намного хуже, чем растущая инфляция. Как вы оцениваете этот риск?

Ответ. Недавно мы с коллегами вернулись со встречи с представителями центральных банков других стран. Мы часто находимся в контакте и постоянно обсуждаем взгляды на развитие экономики. Мы четко понимаем, что происходит с мировой экономикой, и пытаемся закладывать различные факторы в наш прогноз: направления политики, развитие экономической активности и так далее. Так мы получаем возможность лучше понимать, что происходит с американской экономикой.

Конечно, трудно представить себе слаженную политику в мире, где ключевые ставки в странах так сильно разнятся. Мы находимся в разных ситуациях, и речь о кооперативном принятии решений идти не может. Но мы постоянно обмениваемся информацией друг с другом.