Компании в технологическом и финансовом секторах публично заявляют о снижении темпов найма и сокращении персонала ради повышения эффективности. Генеральный директор Amazon напрямую связывает сокращения с ИИ. В JPMorgan предполагают, что ИИ может сократить численность персонала на 10% в течение ближайших пяти лет. Руководители Duolingo и Shopify заявляют, что новые сотрудники будут наниматься только в случае, если ИИ не способен выполнить их задачи. Рассмотрим, какие последствия это принесет, и какие профессии находятся под угрозой автоматизации.
Исторические аналогии
Исторически инновации создавали больше рабочих мест, чем уничтожали. Более 60% профессий, существующих сегодня, не было в 1940 году. ИИ не исключение: несмотря на автоматизацию рутинных задач, сохраняется спрос на труд, особенно в профессиях, где требуются физические и когнитивные способности. При этом наиболее уязвимы должности с высокой повторяемостью и низкой стоимостью ошибки: корректоры, кредитные аналитики, телемаркетологи. Менее подвержены автоматизации профессии с высоким уровнем взаимодействия и творческой составляющей, такие как воспитатели и врачи.
Текущая ситуация
В целом влияние на макроэкономику и занятость остаётся умеренным, главным образом из-за того, что уровень внедрения ИИ пока невысок. Подавляющее большинство компаний ещё не интегрировали ИИ в повседневную работу: лишь 9.3% организаций сообщили, что использовали генеративный ИИ в производстве.
Тем не менее, темпы ускоряются, особенно среди крупных компаний и в секторах, где рабочие задачи наиболее подвержены автоматизации. Рост занятости в сферах, подверженных автоматизации (графический дизайн, колл-центры, офисный админ, маркетинг), стал отрицательным, а в IT- секторе – упал ниже до-пандемийного уровня. Особенно сильно это отразилось на молодых специалистах: безработица среди людей от 20 до 30 в технологических отраслях выросла почти на 3 п.п.
Базовый сценарий Goldman Sachs предполагает, что ИИ приведёт к увольнению 6.5% работников. При этом ожидается повышение уровня безработицы на 0.5 п.п. выше тренда в первой половине 2030-х годов с последующим снижением во второй половине десятилетия. Эти оценки также предполагают умеренное влияние на инфляцию: снижение примерно на 0.1 п.п., которое сначала усиливается, а затем постепенно ослабевает. Основной источник роста безработицы - фрикционный эффект: задержка между увольнением и повторным трудоустройством.
По оценкам GS, каждый рост производительности на 1 п.п. ведёт к краткосрочному увеличению безработицы на 0.3 п.п. в рамках одного года. В совокупности внедрение ИИ может дать прирост производительности до 15%, что теоретически эквивалентно 0.4 п.п. роста безработицы в год в течение 10-15 лет.
Риски смещаются в сторону ухудшения ситуации в случае экономического спада. Компании могут ускорить автоматизацию в период рецессии, что усилит увольнения и затруднит повторное трудоустройство. Однако если ИИ ускорит инновации и создаст новые рынки, то темпы найма могут компенсировать рост фрикционной безработицы.
💎 ИИ уже начал менять рынок труда: определенные профессии испытывают давление, особенно в технологической и административной сферах. Несмотря на это, долгосрочные риски структурной безработицы остаются низкими - новые профессии и увеличение спроса на труд, как и раньше, будут компенсировать автоматизацию.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
