Сегодня #LEAS поделился отчетом за первое полугодие этого года. Напомним, компания специализируется на легковом, грузовом и коммерческом транспорте, а также спецтехнике. Помимо самого лизинга, Европлан предлагает страхование, обслуживание и сопутствующие сервисы.
👎 На первый взгляд, отчёт слабый: прибыль составила всего 1,9 млрд ₽. Это на 78% меньше, чем годом ранее.
Но просто сказать «плохо» — мало. Давайте разбираться, почему прибыль упала.
Главных причин две:
1️⃣ Ключевая ставка ЦБ долго держалась в районе 21%. Это душит всю экономику лизинга — спрос падает, новые сделки замедляются, старые начинают «портиться».
2️⃣ Следствие высокой ставки: резервы на убытки выросли. Компания признала: часть сделок с низкими авансами начала «вызревать» — то есть, клиенты стали хуже платить, пришлось закладывать деньги под возможные убытки. В результате расходы на резервы — 13 млрд ₽ только за полгода. Это съело почти всю прибыль.
Что по другим метрикам?
➖лизинговый портфель: 202 млрд ₽ (–21% с начала года), то есть, бизнес сжимается
➖чистый процентный доход: 12 млрд ₽ (–0,4%) — почти на уровне прошлого года, маржа держится
➖непроцентный доход (в основном — комиссии и допуслуги) вырос до 8 млрд ₽ (+20%). Это один из немногих положительных сигналов — экосистема работает
➖ожидаемая стоимость риска выросла до 8%. Пока что это не критично: чистая процентная маржа — 10%, то есть, доходы от лизинга всё ещё покрывают риски с запасом. Но зазор между риском и доходностью сужается, и если тренд продолжится — прибыль компании будет под давлением.
❗️ Проблема не только у Европлана. По рынку видно: автолизинг сдувается. Объём нового бизнеса во втором квартале вырос по сравнению с первым (сезонный эффект). Однако он все еще на 32% ниже, чем в 2024.
Причины:
➖высокая ставка
➖спад спроса
➖отмена льгот и скачки цен на авто
Европлан особенно уязвим, потому что работает с малым и средним бизнесом (перед IPO компания сообщала что он составляет более 90% лизингового портфеля). А там падение спроса и платёжной дисциплины ощущается быстрее всего. Даже НРА отметили, что «наблюдается вымывание с рынка небольших лизингополучателей».
💰 А как с дивидендами? В июне компания выплатила 3,5 млрд ₽ дивидендов за 2024 год. Это 29 ₽ на акцию. Но по итогам 2025 таких выплат может не быть: отчётная прибыль мала, и если резервы продолжат расти, денег может не хватить.
Стоит ли брать? Европлан — неплохой бизнес, но в сложной фазе цикла. Рост будет лишь от снижения ставки и когда компания начнет показывать улучшение финансовых результатов по итогам уже сниженной ставки. А значит — эта идея больше для терпеливых.
Если хочется поставить на восстановление сектора, есть вариант поинтереснее: SFI #SFIN — холдинг, (https://t.me/if_stocks/8377) который владеет 87,5% Европлана. Там есть ещё ВСК #VSK и М.Видео #MVID, а сам SFI торгуется с дисконтом к активам.
https://taplink.cc/investfuture.ru
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
